В Бельгии – Карима. В Германии – Ахмад Мансур. В Швеции – Нима Дервиш и Сара Мохаммад. В Великобритании – Ясвиндер Сангира. В Италии – Сауд Сбаи и Лоредана Джемелли. Эти имена по большей части неизвестны европейцам, хотя они заслуживают большей известности, потому что эти мужчины и женщины, различного происхождения, возраст которых колеблется около тридцати пяти лет, активно борются против так называемых преступлений в защиту чести. На Западе такие преступления совершаются все чаще. Недавний анализ преступлений, совершенных во всем мире в защиту чести между 1989 и 2009 годами, сделанный американской исследовательницей Филлис Чеслер, показал, что 58% жертв были убиты, потому что хотели жить по западному образцу и не желали придерживаться своих культурных и религиозных традиций.
Во всех показаниях совершенных преступлений присутствует обвинение в том, что жертвы хотели жить как западные люди, то есть быть независимыми, никому не подчиняться, не носить одежду по исламскому образцу. Многие желали учиться, строить карьеру, отказывались выходить замуж за двоюродных братьев и мужчин, выбранных семьей. Из исследований Чеслер следует, эти причины преступлений касаются 91% жертв в Северной Америке, 71% – в Европе и всего лишь 43% – в исламском мире.
Доклад, представленный на Совете Европы 8 июня 2009 года подтвердил эту тревожную ситуацию и предложил европейским правительствам издать закон, направленный против таких преступлений, нарушающих все человеческие права. В докладе говорится: “Все формы насилия против женщин и девушек под маркой традиционной защиты чести представляют собой серьезное нарушение фундаментальных прав человека. Никакая традиция или культура не может оправдать нарушение фундаментальных прав женщин защитой чести. В последние двадцать лет так называемые преступления в защиту чести все чаще совершаются в Европе, особенно во Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Великобритании и Турции”.
Не случайно в Европе появляется все больше ассоциаций и людей, которые борются этого бедствия. В Бельгии живет Карима, тридцатичетырехлетняя марокканка, она написала автобиографическое произведение. Она независима, не носит мусульманскую одежду, является основательницей ассоциации, которая помогает тем, кто как она сама должен бороться против собственной семьи. Ее семья насильно заставляла ее выйти замуж, из–за отказа ее хотели убить. На последних страницах своей книги Карима объясняет, почему она создала ассоциацию: “Я могу простить, но забыть не смогу никогда...”. Рассказывая о своей ассоциации, она подчеркивает, что к ней обращаются не только женщины, но и мужчины. Недавно она открыла горячую линию поддержки девушек–иммигранток, которые находятся в такой же ситуации, в какой была она сама и которую она, миниатюрная, но сильная женщина смогла преодолеть.
По пути интеграции
В Германии деятельность Ахмада Мансура, тридцатичетырехлетнего араба из Израиля больше сконцентрирована на формирующем аспекте. В Берлине действует его проект “Heroes”, направленный на просвещение против насилия в рамках “кодекса чести”. Вокруг Ахмада группируются молодые немцы и иммигранты второго поколения. Он организует семинары для мусульманских семей, на которых пытается привить слушателям универсальные ценности, важность в первую очередь ощущать себя немцами, а уже потом мусульманами, создавая основу для культурной эволюции в области понятий о чести.
В Швеции журналистка Нима Дервиш, тридцатишестилетняя женщина иранского происхождения и активистка Сара Мохаммад из иранской части Курдистана ведут такую же борьбу на разных фронтах. Нима опубликовала книгу, в которой анализирует три вида преступлений во имя чести в Швеции. Впервые она брала интервью у убийц. В своих статьях, публикуемых в одной из самых важных шведских газет, она не перестает обличать любые проявления насилия во имя чести.
Сара является президентом организации “Не забудем Пелу и Фадиме”. Эти две девушки, иммигрировавшие в Швецию, были убиты отцами, потому что хотели жить по законам страны, которая их приняла. Сара в Ираке пережила тот же самый опыт. Над ней издевались и избивали за отказ выйти замуж за мужчину, который был гораздо старше ее. Швеция приютила ее после бегства из Курдистана. Ее деятельность, так же как и деятельность Мансура в Германии, направлена на просвещение, особенно женщин, чтобы они осознали свои права, живя на Западе.
В Великобритании Ясвиндер Сангира индийского происхождения, пережившая вынужденный брак и насилие во имя чести, основала в 1993 году Ассоциацию “Карма Нирвана” с целью создания общей сети в Интернете, чтобы женщины могли совместно преодолевать культурные и традиционные барьеры. 6 июля в издательстве “Edizioni Piemme” выходит книга Ясвиндер “По пути ослепительной мечты”, в которой она рассказывает историю своей сестры Робины, покончившей с собой после того, как ее заставили насильно выйти замуж.
Очевидно, что ситуация в Европе, пусть и не быстро, но улучшается. В Италии отец Санаа Дафани, убивший ее за отказ подчиняться мусульманским законам, был сурово осужден к пожизненному заключению на публичном процессе. Добиться этого смогли Суад Сбаи и адвокат Лоредана Джемелли, которая выступила также в качестве адвоката на процессе Хины Салеем в Брешии.
Недопустимые отклонения
Соответствует рекомендациям уже цитированного доклада Совету Европы и проект нового закона, предложенный уважаемой Сбаи 24 февраля этого года. Он направлен на изменение 61 статьи уголовного кодекса, касающейся преступлений с отягчающими обстоятельствами, совершенных в результате этнических, религиозных или культурных обычаев.
В конце проекта закона подчеркивается: “Настоящий проект закона направлен на то, чтобы предотвратить повторение судебных процессов, когда из уважения к исламу (или к религиозным корням) виновного и к его этнико–религиозному и культурному прошлому почти признаются и оправдываются преступления во имя принципов евгеники и законов, чуждых нашему общественному строю и нашему законодательству, предоставляется смягчение наказания в нарушение статьи 3 Коституции, то есть в нарушение принципа равенства всех граждан перед законом независимо от пола, расы, языка, религии и политической ориентации, а также в нарушение статьи 3 уголовного кодекса, который устанавливает обязательность выполнения законов для всех без исключения.
При установлении меры наказания нельзя отклоняться от общего закона, ссылаясь на генетическую уязвимость, на уважение к исламу, смешивая этический и генетический контекст. Подобные преступления должны наказываться по всей строгости закона, недопустимо уменьшать меру наказания, ссылаясь на смягчающие обстоятельства, в знак цивилизованности, сохранения достоинства, уважения человеческой личности, а более всего в знак соблюдения Конституции и законов нашей страны в осуществлении справедливого судебного разбирательства”.
Совершенно очевидно, что Карима, Ахмад, Нима, Сара, Ясвиндер нуждаются в поддержке со стороны закона, подобного настоящему и в поддержке правительств, осознающих опасность подобных преступлений. Было бы желательно, чтобы и на европейском уровне были приняты подобные инициативы, поддерживающие борцов за права человека, всех работников социальной сферы, у которых часто нет ни материальных, ни культурных инструментов для осуществления их очень важной деятельности.