Элитное израильское десантное подразделение, которое штурмовало в мае шедшую в Газу "Флотилию свободы", предоставило телепрограмме Би-би-си "Панорама" эксклюзивную возможность побеседовать со своими офицерами.
Некоторые из израильских десантников, разговаривая со мной, снимают маски, чтобы показать раны, полученные ими в ту ночь, когда на борту турецкого парома "Мави Мармара" погибли девять и были ранены 50 человек.
"Мне в живот воткнулся нож, я его выдернул, - говорит капитан Р. - Побоище продолжалось под крики "Аллах акбар!"
Капитан Р. служит в подразделении "Шайетет-13", оно же "13-я флотилия ВМС Израиля". На кадрах видеосъемки видно, как пропалестинские активисты "Флотилии свободы" избивают его железными прутьями, а потом сбрасывают на нижнюю палубу.
Вопрос о том, кто начал жестокую стычку на борту, приведшую к гибели людей, остается открытым: стороны обвиняют друг друга.
"Мави Мармара" был крупнейшим из шести судов, которые активисты коалиции пропалестинских организаций вели в Газу с целью прорыва блокады сектора. 31 мая, когда произошли трагические события, суда находились приблизительно в 130 км от израильского побережья.
Мне дали возможность пообщаться с бойцами "Шайетета-13", когда они тренировались на судне, похожем по размеру и расположению палуб на "Мави Мармара".
Я вышла с ними в море на маленьком надувном катере - они называют такие "морено". Коммандос отрабатывали действия по остановке будущих акций, подобных "Флотилии свободы".
Майскую организовали движение "Свободу Газе" и турецкий "Фонд защиты прав человека, свобод и гуманитарной помощи" (IHH).
Столкновение на пароме было осуждено многими странами мира. Турция отозвала своего посла из Израиля и отменила совместные военные учения. Анкара требует извинений и международного расследования.
Израиль недавно объявил, что готов сотрудничать с комиссией ООН в расследовании гибели людей, но сейчас ведет собственное следствие, в ходе которого - по меньшей мере, пока - власти защищают действия коммандос.
Сами десантники настаивают на том, что их жизни оказались под угрозой, что огонь они открыли в ответ на нападение.
Турецкие власти, со своей стороны, указывают: в ходе вскрытия в телах погибших было обнаружено в общей сложности 30 пуль; один из активистов получил четыре пули в голову.
Лейтенант А. был на борту одного из катеров, подошедших к "Мави Мармаре" в 4:30 утра, после того как экипаж парома проигнорировал пять приказов израильских военных сменить направление.
По его словам, их отталкивали от борта при помощи прутьев, нарезанных тем вечером из судовых перил.
"У них в руках были металлические прутья, и они лупили ими по перилам, - говорит лейтенант А. - В нас полетели камни, металл и мусор, который был на судне. Несколько служащих получили в результате травмы".
Сержант Й. был одним из десантников, высадившихся на палубу парома с вертолета.
"Активисты привязали трос к антенне судна, - говорит он. - Это очень, очень опасно, нам нужно почувствовать твердую поверхность под ногами - в противном случае мы просто падаем с высоты 15-20 метров".
Спецназовцы перерубили первый трос и спустились с другого борта вертолета.
Говорила я и с турками-активистами - в Стамбуле.
Раненого капитана Р. и двух других израильтян вниз - туда, где были другие раненые и мертвые - тащил Мурат Акинан, волонтер IHH.
"Некоторые - и это можно было понять - говорили: с ними надо сделать то же, что они делали с нами, - говорит мне Мурат Акинан. - Но я успокоил им, я говорил, что по нашей вере, мы должны их выходить и вернуть".
Не только помощь
Капитан Р. говорит, что боялся за жизнь: "Я понял, что нам противостоят две силы - одна, которая хочет нас убить, и другая, более умеренная, пытающаяся оттащить тех, кто добивается обострения ситуации и желающих нас прикончить".
Капитана повели по трапу наверх - он полагал, что его собираются взять в заложники.
"Мой охранник получил заряд из израильского тазера и побежал внутрь, - рассказывает капитан Р. - Я понял, что остался один, и прыгнул в борта в воду, и меня подобрал наш катер".
Израильский спецназ уже не раз перехватывал суда в поисках оружия, направляющегося в сектор Газа, управляемый радикальной палестинской группировкой ХАМАС.
ХАМАС не признает право Израиля на существование; боевики этой организации за последние годы выпустили по гражданским целям на территории Израиля тысячи ракет. Израиль и Египет строго контролируют грузы, поступающие в Газу по сушу и по морю.
Израильтяне подчеркивают: морская блокада призвана не допустить ввоза в Газу оружия. Однако палестинцы говорят, что из-за блокады страдают простые люди, что она бьет по экономике сектора. Многие страны мира считают эту блокаду методом коллективного наказания.
Однако IHH известен не только своей гуманитарной работой. Власти западных стран и Израиль обвиняют эту организацию в связях с террористами, хотя руководство самого фонда это отрицает.
Руководство IHH считает, что применение прутьев, цепей и ножей против спецназовцев было оправдано. "Дело пошло дальше пассивного сопротивления, потому что израильтяне начали стрелять с самого начала, - говорит глава IHH Бюлент Йылдырым. - Наши люди защищались, а в них стреляли".
Израильтяне в ответ замечают: спускаться с вертолета, стреляя, просто невозможно, и с нелетального оружия на боевое они переключились только после того, как в них самих стали стрелять активисты.
"Мы располагаем совершенно явными свидетельствами того, что по меньшей мере в четырех случаях другая сторона использовала боевые пули, - говорит отставной генерал-майор Гиора Эйланд, проводивший расследование того, что случилось на борту парома. - В некоторых случаях они использовали израильское оружие, украденное у наших солдат, а в одном случае, по меньшей мере, было применено их собственное оружие: мы нашли пули и патроны, которые израильские силы не используют".
По словам генерала, применение десантниками боевого оружия было оправдано; тем не менее он признает, что в ходе сбора разведданных и планирования были допущены ошибки.
"Эти люди пришли, чтобы убивать и быть убитыми, - говорит он. - И в этих обстоятельствах, в очень сложных условиях, каким является судно, смертей в результате было поразительно мало".
При этом Гиора Эйланд говорит, что IHH добился успеха в намерении привлечь внимание мира к блокаде сектора Газа.
"К сожалению, они сумели добиться ровно того, чего хотели, - провокации, направленной на демонстрацию того, что израильтяне стали причиной гибели девяти человек, - говорит генерал. - Чтобы Израиль считали стороной, применяющей чрезмерную силу и виновной во всем".
"Шайетет-13" продолжает тренировки: этой осенью ожидается, что новые флотилии попробуют прорвать блокаду Газы.