Где чей мир и кто с кем срастился
Несколько лет назад шла околоцерковная полемика, главным фигурантом которой был митрополит Одесский (УПЦ МП) Агафангел - кавалер советских орденов, депутат Верховной Рады Украины І созыва. Собственно, гиперактивный деятель "русского православия" глубоко в проблемы не входил. Зато одесская учительница Галина Могильницкая в своей книге "Литос" так точно разъяснила слова, которые употребляет иерарх, а также смысл фактов, которые он замалчивает, что вышел классический образец религиозной полемики начала XXІ века. Единственное преимущество одесского идеолога - его митра и средства массовой информации. Если бы честно взвесить то, что написал Агафангел, и то, что написала учительница, то митрополиту надо было бы тихо отойти "на покой". Но школа, из которой вышел заслуженный деятель "сергианской" церкви, учила побеждать хоть методом лисицы, которая притворилась мертвой.
Ныне же в бой вступила тяжелая артиллерия под командованием патриарха РПЦ Кирилла. В отличие от св. Кирилла, московский патриарх не является "учителем словенским": он не несет нам азбуку, доступной украинскому народу. Наоборот, он навязывает нам свой язык и считает, что мы уже в плену "русского мира". Просто надо слушаться молча.
Но такие вещи в Украине не проходили - даже при царе. Уже в последней четверти XІ века от "канонического пространства" начали отходить целыми селами в протестантизм тысячи и тысячи украинцев. Этот процесс не остановить и сегодня, когда "русский мир" в независимой Украине является пустым гласом маргинальных имперских группировок.
Тяжелейшая и неразрешимая проблема для патриарха Московского - проблема религиозная. Проблема служения Богу. РПЦ всегда была церковью государственной. Революция 1917 года ударила по самодержавию. Но православие срастилось с самодержавием, а не с народом, и потому получило поражение.
Кирилл принадлежит к РПЦ, которая отреклась от мучеников за веру и поддержала коммунистическое государство. Все его имперские верования имеют корни в идеологии, а не в религии. Он - добрый лектор. Но все, что он скажет, можно было услышать от петербургского Священного синода до революции, а также от покойного предшественника Алексия ІІ, который любил освящать ракеты.
"Шли впереди самого правительства..."
Если бы Кирилл подержал в руках книжку Могильницкой "Литос", то ощутил бы, что такое настоящий раскол, т.е. ощутил бы, что Московское православие и Киевская православная церковь - изначально разные. Недаром киевских священнослужителей, которые ехали христианизировать Московию и останавливались на Малороссийском подворье в Москве, подозревали и в католицизме, и в протестантизме, и заставляли "перекрещиваться". Т.е. к нарушить символ веры: "признаю единое крещение" - и действовали в стиле "единоверного московского обряда". Их насильно перекрещивали "путем троекратного погружения" в холодную воду. Таким образом, "православная купель" только в представлении Кирилла - единая купель. Можно себе вообразить мучения тех, которые отказались от московских перекрещиваний. Недаром миссию в Московию украинцы считали "хуже смерти".
Зато позднее московские батюшки ехали в Украину с удовольствием, устраивались комфортно. Они чувствовали себя здесь чужими, но выполняли начерченную Синодом РПЦ русификаторскую миссию - "шли впереди самого правительства". И имели поддержку начальства. Об этом писал со знанием дела известный выпускник Киевской богословской академии, писатель Иван Нечуй-Левицкий.
С тех времен прошло страшное столетие под знаком Антихриста, который объявил войну Богу. Но православную церковь он сохранил для своих целей. И это еще вопрос, что было хуже - разрушение храмов или разрушение человека веры.
Как лектор ЦК, Кашпировский или Ноздрев
И вот из-под руин Церкви выходят целые отряды батюшек, готовых служить тем, кто при власти. Они объединяют такую свою готовность с православной обрядностью. Закоренелые политики в рясах, они ничего не забыли и ничему не научились.
Еще лет двадцать назад казалось, что это - запуганные кагебистами "рабы ленивые и лукавые", а в условиях свободы они возвратят себе образ и подобие Божие. Ведь они понимают, что христианское понятие покаяния является основным мерилом истины, причем покаяние принародное, чистосердечное. И только такая искренность может повернуть народ к церкви и будить в народе дух праведности. Но каждый есть тем, кем он есть, и может делать то, что умеет.
В прошлом году своим разведывательным визитом святейший патриарх Кирилл начал предвыборную кампанию Виктора Януковича. Оба они религиозны по одному образцу. И оба одержимы стремлением к власти. Причем патриарх стремится расширить свою власть на "весь русский мир", границы которого как-то определил Николай Гоголь в "Мертвых душах". "Вот граница! - сказал Ноздрев. - Все, что видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который синеет, и все, что за лесом, все мое". "За лесом" в XXІ веке, оказалось, лежит уже независимая Украина...
Перед поездкой в гости в этом году Кирилл захотел изменить название улицы имени Мазепы в этом чужом государстве. И он добился того, чего не удалось бы и Ноздреву.
Он приезжает более солидно, чем когда-то приезжал в провинцию лектор из ЦК. Он по телевидению просвещает народ, как делал это универсальный врач Кашпировский. В Одессе, где своеобразный характер православия формирует орденоносный Агафангел, патриарх-лектор собрал аудиторию в Оперном театре и агитировал вообще за религию.
Миссионерство по Путину
Конечно, вера когда-то вела миссионеров в неведомые миры. Но это была вера в единого Бога. А здесь святейший проповедует "единое русское пространство" и прозрачно намекает, что украинский народ - это есть русский народ. Поражает то, что Кирилл, Гундяев по паспорту, ничего не говорит о своем собственном народе, который молится: "Бог, пошли нам праведных учителей и целителей душ". Ведь послан он работать в Россию, где непочатый край работы. Послушаешь его - в Украине ему больше нравится: здесь набожный народ. Но набожный, религиозный народ - это не обязательно темный...
По данным лектора, здесь препятствием является национальная традиция. Бывшие лекторы - те прямо разоблачали "украинский буржуазный национализм". Патриарху это не пристало. Он говорит общими намеками о вредности национализма вообще. Но простые люди тоже понимают, что одно дело - откровенный наступательный национализм Путина и Медведева, а другое дело - самозащита украинцев перед тотальной русификацией. Батюшка тоже будто бы понимает, что каждое живое существо имеет право и даже обязанность защищаться. А здесь он решил ударить - за попытку сопротивления.
Интересной была картина, когда телекамера освещала равнодушные лица слушателей, которые были в целом согласны... Ведь все они читали российские газеты и знают, как проявил себя русский национализм в войне против Чечни и войне против Грузии, и в постоянной агрессии против каждой из "братских республик". Также как и то, что Путин был первым, кто открыто отверг миролюбивую фразеологию и начал проводить грубую линию – антиукраинскую, антикавказскую, а то уже и антибелорусскую. Люди соглашаются: не христианское это дело, этот агрессивный национализм, который предъявляет обвинение в агрессии более слабому. Но из дальнейших намеков святейшего они видят, что он осуждает национализм самозащиты - Грузии, Украины, Беларуси. Везде на дорогах билборды с изображением Кирилла, который напоминает Илью Муромца, только вместо щита у него икона Богородицы.
Может, и в самом деле нынешним украинцам предлагают выбирать веру - наступательную и победную в блеске золота, или же оставаться со своей гонимой "князьями мира", где Христос тихонько стучит в дверь, но не входит без приглашения, и разговаривает с вами языком вашей души.
В ответ на сигнал
У одесского Агафангела есть секретарь, который предложил отменить регистрацию "всяких раскольников", чтобы возвысилась только одна У(Р)ПЦ МП. Этот успешный метод уже испытал Сталин. В результате чего и появились заслуженные орденоносные ветераны в рясах. В ответ на тот сигнал в День Крещения Киевской Руси 28 июля со всей Украины собрались более 15 тысяч человек (сторонников Украинской церкви. - Ред.) с хоругвями для молитвы на киевских склонах. И они дали понять, что их регистрации не отменишь. А лекции в оперном театре, с надежной охраной, гостям из Москвы читать не запрещено...
Перевод: Антон Ефремов