После судебного разбирательства и кампании в Twitter-е, проведенной читателями Guardian и другими пользователями, российский президент Дмитрий Медведев приказал незамедлительно приступить к проверке ситуации, связанной с потенциальным уничтожением старейшего в мире семенного фонда редких растений.
Казалось, что его судьба была решена на прошлой неделе, когда суд вынес постановление в пользу того, чтобы территория павловской научно-исследовательской станции и окружающих ее сельхозугодий была передана под жилищное строительство. Павловская станция располагает крупнейшей в мире коллекцией плодово-ягодных культур, которая пережила даже Вторую мировую войну. Тогда двенадцать российских ученых, оберегавших ее во время 900-дневной осады Ленинграда, были готовы скорее голодать до смерти, чем употребить в пищу уникальную коллекцию семян и растений.
Более 90 процентов входящих в нее растений не найти ни в одной другой научной коллекции или семенном фонде. Считается, что эти семена, фрукты и ягоды обладают свойствами, которые могут оказаться крайне важными для поддержания обильных урожаев во многих частях мира в условиях изменяющегося климата и растущей волны болезней, вредителей и засухи, ослабляющих сорта культивируемые земледельцами в настоящее время. По словам участников кампании за сохранение станции, под угрозой находится более 5 тыс. сортов семян и ягод из десятков стран, в том числе по сотне различных сортов крыжовника и малины.
Поскольку коллекция, по большей части, состоит из уже посаженных кустов и деревьев, перемещение Павловской станции является невозможным. По оценкам экспертов, даже если бы где-то неподалеку имелся другой участок, на осуществление пересадки растений понадобилось бы много лет.
После оглашения судебного постановления была незамедлительно подана аппеляция — это отсрочило начало реализации плана жилой застройки, которая уничтожила бы станцию, на один месяц. Постановление суда предполагает, что распоряжение по передаче земель может быть отменено только по прямому указанию президента или премьер-министра Владимира Путина.
Вслед за этим, Общественная палата, российское государственное учреждение, в сферу компетенций которого входит контроль деятельности парламента и правительства, направила Медведеву телеграмму с официальной просьбой защитить коллекцию. Многочисленные защитники научно-исследовательской станции выпустили свои чувства наружу с помощью Twitter-а (хэш-тег #pavlovsk ). В пятницу, после недели лоббирования, Медведев в Twitter-е же ответил: “Получил обращение Общественной палаты по поводу Павловской станции. Дал поручение разобраться».
Этой кампанией, похоже, уже удалось добиться большего, чем Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (UN Food and Agriculture Organisation), которая в прошлом году обращалась к российскому правительству с просьбой включить Павловск в глобальную сеть генетических банков, но положительных результатов не добилась.
Некоторые считают, что свое давление на правительство также оказал и непрекращающийся период аномальной жары. Российский министр сельского хозяйства Елена Борисовна Скрынник боролась за спасение станцию, на том основании, что ее наследие крайне важно для продовольственной безопасности в условиях все более серьезных климатических изменений.
Значительная часть российского урожая пшеницы была уничтожена аномальной жарой, появление которой связано с изменениями климата.
Вчера международная организация Crop Diversity Trust, которая возглавляла попытки сохранить станцию со стороны Запада, призвала людей продолжить направлять петиции российским властям.
В заявлении, опубликованном на сайте организации, говорится: «В течение следующих четырех недель мы будем продолжать нашу борьбу за спасение Павловской станции, и нам необходима ваша помощь. Мы должны убедить политические власти в важности того, насколько незаменимо разнообразие коллекции культур, произрастающих на Павловской станции, и требовать, чтобы постановление суда было отменено».