"Противопожарная бомба", разработанная на российском научно-производственном предприятии "Базальт" почти десять лет назад, до сих пор не применяется в тушении пожаров. По словам специалистов, она способна локализовывать лесные пожары и подавлять зоны огневого шторма на площади до тысячи квадратных метров.
"Снаряд применяется в районах, куда не может проехать специальная техника", - рассказал РИА Новости начальник конструкторского бюро предприятия "Базальт" Виктор Судницын.
Авиационное средство пожаротушения (АСП-500) представляет собой пластмассовый корпус объемом 400 литров с хвостовым стабилизатором и вихревым генератором, который обеспечивает устойчивое движение по заданной траектории.
Один самолет может доставить в зону пожара более ста таких бомб. Вопросы безопасности применения решаются за счет конструкции изделия, предусматривающей практическое отсутствие осколочного и фугасного действия. При подрыве АСП-500 воздушная ударная волна полностью сбивает пламя, после чего огнегасящий состав прицельно накрывает всю площадь очага возгорания.
По словам конструкторов, АСП-500 по эффективности превосходит традиционные средства пожаротушения. По статистике, заброска воды в район ЧП на самолете или вертолете не превышает десяти процентов: из-за горячих воздушных потоков вода испаряется, не успевая достигнуть земли. "Бомба" доставляет влагу прямо на землю.
"Изменив установку, мы можем сделать так, что АСП-500 взорвется не на земле, а в воздухе. Это необходимо, если речь идет о верховом пожаре", - пояснил конструктор.
Изобретение "Базальта" работает не только с самолета или вертолета. "Противопожарные бомбы" можно установить вокруг стратегически важного объекта в режиме ожидания. При возникновении угрозы возгорания АСП-500 автоматически взорвутся.