Результат белорусско-российской информационной «войны» достигшей на днях своего апогея, предсказать пока невозможно. О том, что сейчас она достигла своего апогея, можно судить по двум недавним событиям.
Первое
В ходе рабочей поездки по Минской области Александр Лукашенко резко среагировал на заявление российского президента Дмитрия Медведева, который сказал, что белорусский президент торжественно обещал признать независимость Сухуми и Цхинвали «за самое короткое время». Ответ последнего не заставил себя долго ждать: «Я не хотел бы дискутировать на эту тему, просто российский коллега недобросовестно и непорядочно выдергивает определенные вещи... Он не сказал другую часть... Я тогда сказал: не проблема для Беларуси признать Абхазию и Южную Осетию. Но я ему перечислил все проблемы, которые в связи с этим возникнут у Беларуси по линии с ЕС, США, СНГ... В этой связи я обратился к Медведеву: вы готовы взять эти проблемы в том числе и на себя, помочь их преодолеть? Россия оказалась не способна или руководство России не захотело идти на нивелирование, ликвидацию тех последствий, которые могли возникнуть для Беларуси (в связи с признанием)... Вот этого Медведев не сказал. Коль вы не готовы, тогда и не произошло то, о чем мы разговаривали. Вот такой был разговор. А не то, что Лукашенко торжественно пообещал, но не сделал. Кстати Лукашенко торжественно нигде не обещал, никто об этом не слышал».
Тут уж за словом в карман не полезла российская сторона. «Мы можем опубликовать и другие высказывания Александра Лукашенко, которые будут небезынтересными как белорусской, так и международной общественности», — сказал также помощник российского президента Сергей Приходько. Кроме того, он заметил, что «не Александру Григорьевичу говорить здесь о непоследовательности. ...Это категория применима как раз к нему».
Второе
Оно произошло практически сразу после взаимных громких обвинений российской и белорусской сторон. По каналу НТВ в прайм-тайм был показан фильм «Крестный батька-3», в котором утверждается, что семья президента Беларуси контролирует чуть ли не все денежные потоки в стране, что с российских и белорусских предпринимателей нередко пытаются высасывать все соки, и далеко не всегда законным путем. В этом фильме поднята даже тема здоровья главы белорусского государства.
Надо сразу сказать, что этот фильм в Беларуси не транслировался по известным причинам. Его могли посмотреть на территории Беларуси владельцы спутниковых тарелок определенного типа и интернет-пользователи — все три части «Крестного батьки» выставлены на отдельных независимых интернет-ресурсах.
Крапленой картой в морду...
Если взять чисто описательную часть перечисленных выше событий, может создаться впечатление, что на этот раз Александр Лукашенко, на протяжении 16 лет переигрывавший во всех смыслах своих российских визави, окончательно и бесповоротно сел на мель.
Более того, некоторые российские политики и журналисты чуть ли не в один голос более чем бесцеремонно стали советовать Дмитрию Медведеву с Владимиром Путиным, как именно нужно себя вести с руководителем независимого государства. К примеру, «Московский комсомолец» пишет следующее: «...Значит, поступать с Лукашенко надо как с шулером: хватать за руку и тыкать крапленой картой в морду». Мол, «сам Лукашенко никогда не утруждает себя ни выполнением обещаний, ни соблюдением приличий».
Бывший заместитель министра иностранных дел России, директор фонда «Центр политических исследований «Консалтинг» Андрей Федоров в интервью «Еврорадио» заговорил о такой материи, как разрыв дипломатических отношений. Правда, пока он такой вариант развития белорусскороссийских отношений полностью отрицает. Пока. При этом говорит, что «информационная война между Россией и Беларусью может перерасти в войну экономическую, если Александр Лукашенко откажется от участия в неформальном саммите ОДКБ, который вскорости должен произойти в Ереване».
Источник в кремлевской администрации поспешил сообщить, что Дмитрий Медведев уже не настроен проводить двустороннюю встречу со своим белорусским коллегой.
А мало кому известная компания Baltic Surveys не так давно подвела результаты своего социологического исследования, согласно которому рейтинг белорусского лидера к июлю упал до 33-х процентов. Не исключено, что к концу июля эта компания может озвучить рейтинг А. Лукашенко и в 25 процентов.
К слову, Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), который уже много лет проводит социологические опросы касательно ситуации в Беларуси, в июне этого года подвел итоги очередного такого опроса. Согласно ему, рейтинг Александра Лукашенко превышает 40 процентов. В то время как его конкуренты обладают рейтингами на порядки ниже.
Другая авторитетная белорусская социологическая служба — лаборатория «Новак» — утверждает, что для белорусов основным источником информации являются белорусские телеканалы (88,6%) (а они в Беларуси в абсолютном большинстве государственные. — П.Л.), 16,0% — белорусское радио, 15,2% — государственная пресса, 11,1% — интернет, 7,8% — коллеги и знакомые, 4,3% — негосударственные СМИ. Кстати, согласно «Новаку», если в июне на вопрос «На ваш взгляд, в каком союзе государств было бы лучше жить народу Беларуси — в Европейском Союзе или в Союзе с Россией?» 32,5 процента назвали Евросоюз, то в июле эта цифра составила уже 38,4 процента. Как говорится, выводы делайте сами.
Точку невозврата переступить сложно
Наш эксперт Геннадий Сокол не видит в этом ничего удивительного: «В информационной войне, как это ни покажется для кого-то удивительным, для большинства белорусов на данном временном отрезке выигрывает Александр Лукашенко. Связано это, в первую очередь, со сравнительно стабильным экономическим положением среднестатистического белоруса. Во вторую очередь, серия фильмов «Крестный батька» для просвещенной публики не несет ничего нового и сенсационного. Более того, та же просвещенная публика задается вполне закономерным вопросом: а почему это Россия имела дело с человеком, которого она сейчас «вдруг» обвиняет во всех тяжких, все прошедшие 16 лет? Что касается непросвещенной публики, которой удалось посмотреть «Крестного батьку», то она просто отказывается в это верить».
Геннадий Сокол убежден, что хоть ситуация в белорусско-российских отношениях уже дошла до некоей точки невозврата, переступить ее вряд ли решится и белорусская, и российская сторона: «Слишком много ставится на карту. Ведь в нашей стране интересы российских крупных и средних компаний уже и так представлены не одним десятком миллиардов долларов, которые несут и будут в обозримом будущем нести «золотые яйца». Если России ставить, допустим, даже на некоего пророссийского кандидата в президенты, то это значит в довольно серьезной степени рисковать судьбой этих «золотых яиц». Ведь на данный момент единого кандидата в президенты от оппозиции нет и не предвидится. А рейтинги нынешних кандидатов в президенты демократической направленности крайне низки».
Не все согласны с этим мнением. Например, кандидат в президенты Андрей Санников, характеризуя теперешний характер и перспективы белорусской власти, убежден, что «сегодня все более очевидно, что ситуация быстро поменяется». Его мнение, правда, разделяют далеко не все коллеги по демократическому лагерю.
Согласится ли Лукашенко на проведение реформ...
Геннадий Сокол считает, что есть: «Во всяком случае, пока такой люфт имеется. Александр Лукашенко не пошел и уже не пойдет на признание Южной Осетии и Абхазии. Он демонстративно встречается с Михаилом Саакашвили. Он продолжает вести диалог с Европейским союзом и другими влиятельными европейскими структурами, и не исключено, что на них будет делать ставку во время предстоящих президентских выборов в Беларуси».
Вот только согласится ли он на проведение реформ в области свободы СМИ, в избирательном законодательстве и др., чего уже давно требует Европа? Тут встает большой вопрос, на который в сложившихся крайне непростых отношениях с Россией белорусском лидеру придется отвечать куда более конкретно, чем он это делал ранее.