Ажиотаж, связанный со сланцевым газом, за десять лет изменившим газовый рынок США, сегодня усиливается в Европе. Поиски залежей этого газа ведутся в Румынии, Украине, Болгарии, а в Польше и Венгрии уже пробурены пробные разведовательные скважины.
По прогнозам Международного энергетического агентства в недрах Европы может залегать до 16 трлн. кубических метров сланцевого газа. Если эти прогнозы подтвердятся, и в Европе начнётся его добыча, энергетическая независимость ЕС от России возрастёт - без наличия точных данных о его запасах в Европе, вряд ли можно говорить о том, что он сможет стать альтернативой российскому природному газу. Однако, даже если соответствующие предположения верны, реализованы они могут быть только в долгосрочной перспективе (по сообщению консультационного агентства „Wood Mackenzie“, сланцевого газа в Европе может даже больше чем прогнозируется, однако начала его массовой добычи следует ожидать только по прошествии восьми-десяти лет). Обусловлено это несколькими причинами.
Прежде всего – в мире нет одинаковых залежей сланцевого газа: они могут находиться на разной глубине, отличаться по объёму и т.д. Во-вторых, разведка и добыча сланцевого газа – процесс, требующий времени и дорогих технологий. В-третьих, в густо населённой Европе его, помимо всего прочего, будут осложнять экологические проблемы, нюансы правового регулирования в различных государствах ЕС и другие факторы. В-четвёртых, трудно сказать, будет ли добыча сланцевого газа в Европе рентабельной. Пример Соединённых Штатов в частности говорит о том, что продуктивность месторождений сланцевого газа падает намного быстрее чем в случае добычи обычного природного газа. Кроме того, например, в Польше залежи сланца находятся на глубине 3-4,5 км., т.е. намного глубже чем в США. Соответственно, добыча сланцевого газа в Европе будет дороже чем в Америке. Поэтому не ясно сколь долго и в каком объёме он сможет заменять Европе природный газ из России.
Наконец, даже если европейская цена сланцевого газа будет примерно такой же как в Соединённых Штатах (около 280 дол. за тысячу кубических метров), не исключено (вполне вероятно) , что Россия во избежание конкуренции может снизить свою цену на газ. И это не единственный возможный план Москвы. В июне на европейском бизнес конгрессе в Каннах руководитель «Газпрома» А. Миллер заявил, что роль сланцевого газа не стоит переоценивать, и в то же время подтвердил факт, что «Газпром» рассматривает возможность приобретения одной из американских фирм по производству сланцевого газа с целью перенятия соответствующего опыта. Другими словами, вполне возможно, что и Россия станет жертвой европейской «сланцевой лихорадки» - или же лекарством от неё.
После того, как геологи сообщили о крупных запасах сланцевого газа в Польше, активизировалась дискуссия о целесообразности строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток». Поэтому Россия в своём стремлении доказать их необходимость несомненно готова на всё, чтобы дискредитировать идею добычи сланцевого газа в Европе.
Таким образом, роль сланцевого газа в решении проблемы энергетической безопасности Европы, вероятно, не будет такой значительной, как ожидалось. По мнению представителя Директората Еврокомиссии по вопросам энергетики и транспорта М. Schuetzo, сланцевый газ может быть очень полезен для Европы, однако революцией на европейском газовом рынке он скорее всего не станет, и вряд ли поможет избавиться от российской энергетической зависимости.
Поэтому, даже в случае идеального развития событий, сланцевый газ не станет панацеей для энергетической безопасности Европы. Скорее его можно рассматривать в качестве одного из инструментов, который способен помочь ЕС достичь определённых геоэнергетических и геополитических целей в его отношениях с Россией.