Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поворот

© коллаж ИноСМИлатвия мир
латвия мир
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ошибаются те, то считает, что выборы в Сейм 2 октября ничего не изменят, что политическое предложение такое же, каким оно было всегда, и что после выборов жизнь и политика будут более или менее такими же, как прежде.

Ошибаются те, то считает, что выборы в Сейм 2 октября ничего не изменят, что политическое предложение такое же, каким оно было всегда, и что после выборов жизнь и политика будут более или менее такими же, как прежде.

В действительно все как раз наоборот – Латвия стоит на перепутье, и тот Сейм, который в октябре выберут граждане, волей-неволей будет вынужден принимать фундаментально важные решения о будущем латвийского общества, развитии экономики и отношениях с другими странами.

После вступления в Европейский союз и НАТО у Латвии уже не было легко дефинируемых целей внутриполитического и внешнеполитического развития, после достижения которых с чувством хорошо проделанной работы можно было поставить очередную галочку. В свою очередь, глубокий экономический кризис жестоко обнажил недостатки нашего общества и экономической надстройки.

Первый шок от кризиса преодолен, и в экономике, наконец, появились признаки стабилизации, однако только эти выборы дадут ответ на вопрос, какую модель экономической надстройки и курс развития выберет Латвия.  Боле того, в предвыборной борьбе в качестве серьезного объекта дискуссии выдвинута дальнейшая геополитическая ориентация Латвии. Никуда не делись не получившие окончательных ответов вопросы о демографическом кризисе, который вызван низкой рождаемостью и большой эмиграцией, о правильной структуре в образовании Латвии, здравоохранении и системе социальной защиты, а также энергетического хозяйства.

Долгие годы политики и избиратели Латвии могли откладывать принятие решений по этим вопросам. После восстановления независимости в 1991 году важнейшей задачей был вывод российской армии, преодоление последствий развала советской системы и внедрение элементов рыночной экономики в жизнь нашего государства. На выборах 1995 года для Латвии настал момент решить: продолжать начатый путь на Запад вместе с Литвой, Эстонией и странами Центральной Европы или поддаться соблазну вернуться в лоно России, как это произошло с Белоруссией и Украиной. С перевесом в один голос было отклонено правительство Чеверса-Каулса-Зигериста, и в дальнейшие девять лет все внутриполитическое и внешнеполитическое продвижение определяла решимость вступить в ЕС и НАТО.

Как только эта цель была достигнута, последовал денежный поток тучных лет, который единственной задачей правительства делал распределение этих денег. В результате политики абсолютно всех партий обратились к экономической политике, обещая всех осчастливить, одновременно снизив налоги и увеличив затраты госбюджета. Не зря есть пословица, что слишком много денег делают людей дураками.

Сейчас, в конце лета 2010 года у Латвии уже нет ни четко обозначенной цели, ни пользующегося широкой поддержкой пути развития, ни денежных резервов, которыми можно было бы прикрыть ошибки и купить время для продолжения нерешительности. Самый важный вопрос о модели развития народного хозяйства: продолжим начатый последними двумя правительствами курс, который закреплен нашим соглашением с Международным валютным фондом и Европейской комиссией и который предусматривает восстановление экономики на основе наращивания экспорта и ответственной бюджетной политики? Или откажемся от сотрудничества с МВФ и попробуем пойти другим путем, который, однако, кажется подозрительно похожим на обещавшееся в тучные годы «ухнем!»?

Это резко отличающиеся, взаимоисключающие политики. Как только жребий будет брошен, вернуться на начальные позиции уже будет нельзя. Но не выбирать невозможно, и это решение определит экономическое развитие Латвии на многие годы.

Но это не единственный важный выбор, который нам предстоит. Некоторые партии все откровеннее говорят о необходимости направить взор Латвии на Восток, и такое решение может существенно повлиять на наши отношения и с ЕС, и с НАТО, и с до сих пор главным гарантом безопасности Латвии Соединенными Штатами Америки. Система социального обеспечения находится на пороге банкротства, и без существенных реформ в действующей системе пенсий и пособий она может перестать функционировать. Демографический кризис становится все более острым, и его влияние на различные сферы жизни, в том числе на образование, рынок рабочей силы, уже становится ощутимым. Преобразование системы здравоохранения и образования под влиянием кризиса помогло правительству сэкономить деньги, но качественное усовершенствование этих систем, без которого немыслимо существенное улучшение общего уровня жизни жителей Латвии, осталось на полпути. Энергетическая зависимость от газа растет, и если в ближайшие годы не будут приняты решения, способствующие использованию местных ресурсов в энергетическом хозяйстве, наша зависимость от России станет почти неразрывной.

В силу всех этих причин выборы в Сейм 10-го созыва будут самыми важными с 1995 года, и они могут определить путь развития Латвии на ближайшие десять, пятнадцать и более лет. На бюллетенях, которые 2 октября вы бросите в урны, будет написано больше, чем имена различных политиков. Там будет написано будущее Латвии.

Программа МВФ или обещания олигархов

После выборов новый Сейм и правительство должны будут принять фундаментально важное решение: продолжать начатую нынешним правительством экономическую политику и вместе с этим сотрудничество с МВФ и Европейской комиссией, или прекратить это сотрудничество и искать какой-то другой путь восстановления экономики и приведения в порядок утопающего в дефиците бюджета.

Среднего пути нет - или государство сможет договориться с МВФ, или не сможет сделать это. Как отметил главный экономист Swedbank Мартиньш Казакс, прежнее сотрудничество начало приносить пусть небольшие, но все же позитивные результаты, а последствия альтернативного предложения прогнозировать трудно: «План действий дальнейшей экономической политики в рамках сотрудничества с МВФ и ЕС более-менее известен, а по поводу возможных альтернатив, кроме очень общих фраз, ничего другого на самом деле нет». К тому же, разрыв отношений с международными партнерами обычно приводит к тяжелым последствиям, потому что сильно умножает неуверенность, вынуждает государство одалживать на международных рынках под очень завышенные ставки, или же очень быстро сбалансировать бюджет, «что тоже будет весьма болезненно именно с учетом социального аспекта». Экономический эксперт банка DnB NORD Петерис Страутиньш в разрыве такого сотрудничества видит опасность во второй раз наступить на те же грабли, поскольку «в самый большой кризис государство завела игнорирующая критику извне некомпетентность», которая была характерна для тучных лет.

За большим выбором в отношении экономического курса последует ряд соподчиненных решений, которые затронут и налоговую, и социальную систему, и госуправление. Нынешний курс правительства Домбровскиса опирается на содействие экспорту и ответственную бюджетную политику. Общее налоговое бремя, которое сейчас одно из самых небольших в ЕС, не уменьшится, но будет перераспределено с рабочей силы на потребление и капитал. Однако в краткосрочной перспективе эта политика обещает лишь сокращение социальных расходов бюджета и сравнительно медленный рост, поскольку переориентация экономики Латвии с потребления на производство и экспорт требует времени.

Конкурирующее предложение, которое больше всего рекламирует оппозиция под руководством Шлесерса и Шкеле, обещает обеспечить быстрый рост, по возможности стимулируя экономику еще более низкими налогами и крупными государственными заказами. Большой дефицит бюджета сторонники такого подхода надеются сократить, продав части государственных предприятий, или, надеясь на то, что «разогрев» экономики сам по себе вызовет большую экономическую активность и вместе с этим большие налоговые поступления. Они также часто намекали на возможную девальвацию лата.

Однако множество отдельных решений в большей мере будет вытекать из большого выбора, который приведет к важным, далекоидущим последствиям.  Экономист, доцент Рижской высшей школы экономики Вячеслав Домбровскис, нередко критикующий программу МВФ, признает, что на этих выборах один из важнейших вопросов, на который должны ответить избиратели: продолжит Латвия интеграцию с наиболее развитыми государствами мира или замкнется и вернется в прошлое?

Запад или Восток

Возможная смена внешнеполитического курса Латвии – самое важное и опасное отличие этих выборов от всех остальных за последние 15 лет. С выборов в Сейм 6-го созыва этот курс четко определялся, как все более тесная интеграция в семью западных демократических государств и не ставился под сомнение, какие бы партии ни побеждали и ни формировали правительство. На этот раз открыто звучат призывы «изменить курс государства» («За лучшую Латвию!») и даже создать новое государство – «третью республику» - вместо нынешнего («Центр согласия»).

Смещение внешнеполитического вектора в восточном направлении может произойти не столь открыто, сколько практически – «в поиске экономической выгоды групп определенных интересов», считает исполнительный директор Восточно-европейского центра политических исследований Андис Кудорс. Латвия может стать похожей на Украину –«демократический фасад все больше будет маскировать тайный характер принятия политических решений». Однако «большие экономические возможности от сотрудничества с Россией преувеличены», подчеркнул Кудорс. «Поэтому Латвии не нужно менять стратегические интересы взамен на небольшие экономические блага. Мы с большими усилиями присоединились к клубу «Запад», это существенно способствовало укреплению политических свобод в Латвии. В свою очередь, курс на Восток принесет с собой российские традиции хозяйствования и политическую культуру, которая вредна для демократического развития Латвии», - отметил эксперт.

Директор Института внешней политики Латвии Андрис Спрудс добавил: «Внешняя политика затрагивает не только внешние дела, она также оказывает прямое влияние на внутриполитические процессы, модель развития государства и символы нации». Смена внешнеполитических акцентов будет означать, что «увеличится разрыв между Латвией и Эстонией, и вместо скандинавской модели мы будем приближаться к  украинской модели с ее противоречивостью во внешнеполитической идентичности, более тесными отношениями с Россией и подчинением политических ценностей экономическим интересам». Спрудс подчеркнул: «Латвии важно укреплять свои позиции и компетентность в рамках тех стратегических выборов, которых она последовательно придерживалась в последние 20 лет: политическое, военное, экономические и культурное сотрудничество с нашими союзниками по евроатлантическому пространству».

На решающую важность евроатлантического сотрудничества и стратегического партнерства с США для безопасности Латвии  указал также эксперт Джеймстаунского фонда в Вашингтоне Владимир Сокор, который особо акцентировал участие латвийских солдат в международной миссии в Афганистане: «Страны Балтии сделали огромную стратегическую инвестицию, поддержав Соединенные штаты в Афганистане. Это, как договор страхования. Этим страны Балтии обеспечивают себе право на защиту от рисков будущего здесь, в этом  регионе».

Будет ли альтернатива газу?

Важнейшая задача в энергетике вращается вокруг одного недостатка Латвии - слишком большой зависимости от одного поставщика, одного ресурса, а именно от газпромовского газа, большой удельный вес которого в производстве электричества и тепла сделал нас второй по энергетической уязвимости страной в ЕС после Болгарии. В этой связи все опрошенные нами представители общественности в качестве приоритета упоминают необходимость развития производства энергии из альтернативных ресурсов. «Опирающийся на западные ценности и сотрудничество план действий по обеспечению энергобезопасности и энергонезависимости», - так сформулировал это член совета Латвийской ассоциации производителей тепла Эдгарс Вигантс. Если не будет создана заметная альтернатива газу, то Латвия подвергнет себя не только политическому влиянию Газпрома, но и диктату цен монополиста.

Латвии нужно целенаправленно взяться за производство энергии из возобновляемых энергоресурсов (ВЭР), что по причине сокращения углеводородных ресурсов и изменения климата поддерживает ЕС. Нужно развивать более широкое использование местных ресурсов – топливной древесины, что даст позитивный эффект и для других сфер экономики. Для содействия производству альтернативной энергии, надо создать среду честной конкуренции и экономическую поддержку технологий ВЭР. Вигантс призвал подстроить под такую энергетическую политику систему образования и науки, чтобы новые технологии не только импортировать, но и развивать на месте.

К развитию ВЭР надо приспособить также налоговую политику. «Введение налога на энергию в целях изменения привычек потребителей, выделение средств для содействия эффективности и поддержки  малообеспеченных в платежах за энергию», - так обозначил задачу эксперт в области энергетики Юрис Озолиньш.

Наконец, нужно откорректировать меры по поддержке увеличения энергоэффективности, в особенности в многоквартирных домах, которые до сих пор не принесли достаточной отдачи. «Большую роль должны взять на себя государство, самоуправления и управляющие домами, потому что сами жители в одиночку не хотят брать на себя эту ответственность», - подчеркнул ассоциированный профессор Рижского университета имени Страдиня Андрис Спрудс.

Будем жить или умирать

Кто пойдет в школу? Кто будет работать на предприятиях? Кто будет платить налоги? Кто будет содержать пенсионеров? Кто будет говорить по-латышски?

Прогрессирующий демографический кризис, который обусловлен низкой рождаемостью в Латвии и стремлением эмигрировать, в будущем может затронуть все сферы жизни – и народное хозяйство, и социальное обеспечение, и культуру. Если в ближайшее время мы не начнем действовать, чтобы изменить эту тенденцию (насколько это возможно) или приспособиться к ней (насколько это необходимо), демографический кризис может привести к потрясениям и в экономике, и в социальном бюджете, и в межэтнических отношениях: если попытаться решить проблему сокращения населения непродуманной иммиграционной политикой.

Демограф Илмарс Межс сказал: «Латыши так полностью и не осознали судьбоносную важность демографической ситуации, если говорят, что снова сокращается рождаемость, но это не имеет какого-то большого значения, потому что сейчас кризис, и все сокращается». Однако статистика показывает, что те 500 000 жителей Латвии, у которых могут родиться дети, создали только 300 000 детей. Если так будет продолжаться, то через три поколения количество рождающихся в Латвии детей уменьшится в пять раз. «Латыши выбирают удобства бездетности, но не осознают, что за это будут платить наши дети, которые не смогут обойтись без массовой иммиграции», - отметил Межс.

Будущему Сейму и сформированному им правительству «придется принять ряд стратегических решений», сказал руководитель Комиссии стратегического анализа при президенте государства Робертс Килис. По его словам, «прежде всего, это будут социально-экономические решения, связанные с демографическими вопросами, – пенсионный возраст и пенсионная система в целом, содействие рождаемости, миграция, населенность села». Наряду с решениями по налогам, бюджету, образованию, здравоохранению, упомянутые решения «создадут стратегически новую модель благосостояния государства и заменят то, что доминировало в прежние двадцать лет».

Будут ли эти решения приняты с осознанием их взаимосвязи и с мыслью о лучшем выборе для Латвии в целом? Или же это будут не связанные между собой «технические» ответы на очередной кризис или проблему? Или - что хуже всего - эти решения будут отражать только краткосрочные корыстные интересы политиков, которые на тот момент будут у власти?
Социолог Талис Тисенкопфс видит глубокую связь между демографией и демократией: «Если главной заботой держателей и исполнителей демократии является быть посредниками в распродаже Латвии (то есть всех видов общих благ), заработав комиссионные (то есть Иудины сребреники), то демократия отреагирует на это упадком сил, отъездом или укрытием в глубоких пещерах».

Четыре важнейших вопроса Сейму 10-го созыва

- Как покроем дефицит бюджета?

- Сохраним западную ориентацию или повернемся на Восток?

- Уменьшим ли энергетическую зависимость от России?

- Как поддержим жизненную силу народа?

Перевод: Лариса Дереча