В предвыборных дискуссиях то и дело высказывается тезис о том, что на самом деле избирателю предстоит сделать выбор между силами, ориентирующимися на запад и теми, кто смотрит на восток. Якобы в этом и состоит суть предстоящих выборов, ибо это определит вектор политики страны. Но так ли это на самом деле? На наш взгляд, это совершенно неверно и сбивает избирателя с толку.
Во-первых, это довольно примитивная установка, которая призвана снова возродить страхи перед русскими и Россией. Ее целью является вновь сделать национальный вопрос главным на этих выборах, вытеснить из предвыборной повестки дня вопросы, которые волнуют людей в первую очередь - безработица, поддержка бизнеса, развитие экономики, повышение уровня жизни.
Во-вторых, Латвия уже сделала свой выбор и пугать людей вновь русской угрозой просто глупо, ибо это то же самое, что пугать любого члена НАТО и ЕС. Мы всегда говорили, что страна надежно защищена, за ней стоят самые сильные армии и самые мощные экономики мира. Мы же не сомневаемся в силе и надежности этих союзов, не так ли?
Еще один момент. Если определенные политические силы заявляют о том, что они не во всем согласны с правительством, это не значит, что они хотят коренным образом поменять политику страны. Это такой хитроумный ход - если вы не с нами, то значит вы против запада. На самом же деле все это совершенно не отвечает фактическому положению дел. Более того, сама Россия сегодня проводит прозападную политику. Россия считает себя неотъемлемой частью Европы, она стремится добиться безвизового режима с Европой, ей нужны новые технологии стран запада.
А что же Латвия? А мы находимся в более привилегированном положении, чем Россия. Нам тоже нужны новые технологии, все новое и передовое, что рождается на западе. Это и наука, и образование, и управление, и культура и многое другое. Было бы глупо отказываться от великолепной возможности использовать все достижения развитых западных стран для развития нашей страны, для создания таких же условий жизни. Это понимают все, абсолютно все политические силы в Латвии, которые участвуют в выборах. Позиция ориентации на западные ценности остается неизменной в программах всех партий.
Но это не значит, что только одна политическая сила знает, что и как нужно делать, чтобы по возможности быстрее двигаться по пути западных стран. Бизнесмен и известный политик Шлесерс, например, первый из всех привлек норвежские фирмы в страну. Он внес большой вклад в развитие воздушного сообщения. Кампания AirBaltic осуществляет полеты в более, чем 70 стран мира. Он выступает не за восток или запад, он выступает за Латвию, за развитие экономики страны, используя все возможности как на западе, так и на востоке. Именно так и стоит этот вопрос - прежде всего национальные интересы Латвии.
Шлесерс многим не нравится за то, что он богат и становится еще богаче. Но нельзя отказать ему в желании создать в Латвии новые предприятия, привлечь инвестиции в Рижский порт и другие объекты. Деятельность объединения «За лучшую Латвию» может нравится или не нравится, но ничто не говорит о том, что они повернут назад на восток. Между прочим, одни из лидеров этого объединения Андрис Шкеле всегда занимал самую принципиальную позицию по национальным вопросам. Так что пугалки о смене ориентации - это полная чушь и предвыборная страшилка.
Мы должны исходить прежде всего из своих национальных интересов. Одним их самых главных национальных интересов является обеспечение экономического развития страны, повышение уровня жизни людей. Это абсолютный приоритет. Какие пути и возможности для этого нужно использовать? Все возможные пути, в том числе и сотрудничество с Россией, используя наше географическое положение. Мы также можем помочь России в освоении западных технологий, оказывать образовательные, медицинские и другие услуги. Но это далеко не главное и единственное направление. Нам никоим образом нельзя уходить с рынков западных стран. Абсолютным приоритетом нашего развития, конечно, должно оставаться сотрудничество с европейскими странами.
Таким образом, основным условием нашего прогресса безусловно является ориентация на западные страны, но это никоим образом не исключает использование в своих интересах богатые и обширные восточные рынки. Наоборот, наша роль может заключаться как раз в том, чтобы восточные рынки использовать для того, чтобы занять большее пространство на западных рынках и таким образом ускорить развитие страны. Игнорирование таких возможностей пойдет не в пользу наших национальных интересов, будет свидетельствовать о некомпетентности управления страной и явится серьезным тормозом для роста благосостояния людей.