Похоже, везение Виктора Бута, одного из главных оружейных контрабандистов в мире, наконец, закончилось. В пятницу апелляционный суд в Таиланде принял неожиданное решение отменить вердикт суда низшей инстанции и разрешить экстрадицию Бута в Соединенные Штаты, которые хотят судить его по обвинениям в продаже оружия колумбийским повстанцам. Это значит, что он, в итоге, все-таки предстанет перед судом.
К несчастью для него, люди, которым он пытался продать ракеты «земля-воздух», беспилотники и современные противотанковые средства и которые, как он думал, представляли Революционные вооруженные силы Колумбии, более известные как террористическая организация ФАРК, работали на американское Управление по борьбе с наркотиками.
Когда в марте 2008 года его арестовали в Бангкоке, в котором оно встречался с покупателями, в высших сферах многих пробрала дрожь. Особенно это относится к России. Первая реакция российского министра иностранных дел и других официальных лиц, которые осудили решение суда и назвали его выпадом против российского государства, показывает, насколько для Москвы важно, чтобы Бут не выступил на открытом суде. Почему? Чего так боятся русские?
Значимость Бута не только в том, что он, как считается, пользовался слабыми местами нового мирового экономического порядка, чтобы переправлять сотни тысяч единиц вооружения и миллионы патронов в глухие уголки мира, раздувая тем самым конфликты, связанные с неописуемыми нарушениями прав человека. И даже не в том, что он одновременно с этим зарабатывал миллионы долларов, перевозя грузы для правительства США, ОНН, британского правительства и прочих респектабельных структур.
Уникальной фигурой Бута делала его способность действовать в новом глобализованном мире беспрепятственного оборота оружия, совмещая частные спекуляции с государственными интересами. Бут, прозванный «торговцем смертью», создал, под покровительством российской военной разведки, своего рода универсальный магазин вооружений и был готов доставлять их практически в любую точку мира. Без покровительства государственных структур он не мог бы получить такого широкого доступа к бывшим советским арсеналам, самолетам, экипажам.
Именно этот качественный скачок в снабжении у ряда жестоких и неуправляемых организаций, таких как Объединенный революционный фронт в Сьерра-Леоне или сторонники Чарльза Тейлора в Либерии, и привлек внимание разведок США и европейских стран в середине 1990-х. Повстанцы, в ходе борьбы за контроль над богатыми залежами алмазов в массовом порядке ампутировавшие конечности пленным и насиловавшие женщин, использовали купленное через Бута оружие, за которое зачастую платили сырьем.
С другой стороны, именно наличие у Бута возможности совершать перелеты в неподконтрольные властям области Африки и Афганистана (которых становится все больше) делало его полезным тем же самым правительствам, которые его преследовали. Нужно было доставить грузы американским солдатам в Багдад в 2003 году, когда у американских сил было плохо с мощностями для авиаперевозок? Самолеты Бута всегда наготове. Нужно срочно переправить продовольственную помощь в Демократическую республику Конго? Бут предоставит самолеты и летчиков. Бут, как идеальный курьер, перевозил все – гладиолусы, мороженых кур, АК-47.
За несколько последних лет Владимир Путин вновь консолидировал расколотые разведслужбы, и Бут перестал быть независимым агентом, войдя в состав быстро расширяющейся российской сети по поставкам оружия. Он больше не был свободен в своих действиях. Европейские разведки отмечали, что он посетил Иран в 2005 году и Ливан в 2006-м. По-видимому, он доставлял российское оружие «Хезболле», которая как раз тем летом воевала с Израилем.
Если Бута экстрадируют (а по таиландским законам больше апелляций не полагается), что он мог бы предложить, если бы решил пойти на сделку со следствием? Он мог бы многое рассказать о контролируемых Россией сетях, которые продолжают вооружать моджахедов Сомали и Йемена. Он также, вероятно, немало знает о том, как работают российская разведка и структуры по торговле оружием, в том числе об их интересах от Ирана до Венесуэлы. Хотя ему только 43 года, его знания о действиях России в мировом масштабе охватывают период более двух десятилетий и, возможно, затрагивают самые основы кампаний, которые Россия ведет по всему миру.
Что бы ни случилось с Бутом, эти квазигосударственные сети не исчезнут. Но без его уникальных возможностей, некоторым из самых худших в мире вооруженных формирований станет труднее и дороже покупать большие партии оружия и патронов. Универмаг рассыпался на ряд магазинчиков, что осложняет покупки, делает их более затратными и, вдобавок, уязвимыми для разведок и правоохранительных органов.
Вряд ли Бут выдаст своих русских кураторов. У них его жена и дети, а он, несмотря на аморальную профессию, известен как примерный семьянин. Он провел больше двух лет в таиландской тюрьме, потерял больше 70 фунтов веса, но ни разу не подал виду, что он сомневается в том, что в итоге выйдет на свободу. Пока он держится как образцовый солдат. Но если он заговорит, истории, которые он может рассказать, вероятно, заставят Кремль пожалеть, что плохо за ним следили.