Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Спекуляции вокруг так называемого "документа Галанта" достигли невиданных масштабов. Кое-кто усиленно над этим работает и, маскируя свои истинные цели, представляет целенаправленную утечку информации "надежной информацией из проверенных источников", хотя речь идет всего лишь об убогих доносителях. Идет война всех со всеми. И только один аспект никого не волнует в эти дни - безопасность государства и его граждан. Закономерным является вопрос: как в такой ситуации может функционировать генеральный штаб ЦАХАЛа. Тот же вопрос можно задать в отношении канцелярии министра обороны. Дело защиты израильских граждан от внешней угрозы - в опасности.
И хотя до сих пор все еще не раскрыты точные мотивы этой истории, а полиция не назвала ответственных за эту подлую провокацию, уже сейчас можно сделать два основных вывода:
1. Мы стали свидетелями весьма элегантной попытки военного переворота – без строительства баррикад, без использования огнестрельного оружия; речь идет о бесшумной попытке военной хунты подчинить своему контролю самую чувствительную систему в государстве – армию и оборонное ведомство – путем быстрого отстранения с должности министра, возглавляющего оборонную систему.
2. Тот, кому все еще требовались доказательства того факта, что процесс избрания начальника генерального штаба является в нашей стране нечистоплотной игрой, в которой участвуют представители всего политического спектра, получил исчерпывающие аргументы на сей счет; вся эта история не посрамила бы и самые отсталые африканские государства – там военные перевороты являются рутинным делом.
Следствие не закончено, однако количество грязного белья, извлеченного на свет, потрясает воображение. Некоторые утверждают, что нынешняя история побила все рекорды – ничего подобного с нами не случалось в прошлом. Прежде, чем заламывать руки в драматических жестах, следует подробнее ознакомиться с военно-политической историей Израиля, включая период, предшествовавший созданию государства. Примеров не счесть. Жаль, что нас подводит историческая память.
В канун Шестидневной войны армейская верхушка (и впервую очередь Эзер Вайцман) оказала колоссальное влияние на решение политическое руководства начать военные действие. Это было сделано, среди прочего, путем отстранения Леви Эшколя от управления министерством обороны. Хотя Эшколь все-таки сохранил за собой пост главы правительства. Этот шаг был совершенно неоправданным. Спустя многие годы стало ясно, что Эшколь был одним из лучших премьер-министров в истории Израиля. Более того: в самой армии была предпринята попытка отстранить от должности тогдашнего начальника генерального штаба ЦАХАЛа Ицхака Рабина, мотивируя это теми или иными соображениями.
Первая Ливанская война – яркий пример попытки армейской верхушки осуществить бесшумный вопенный переворот. Министр обороны Ариэль Шарон и начальник генерального штаба Рафаэль Эйтан нейтрализовали премьер-министра Менахема Бегина и ряд ключевых министров правительственного кабинета. Несколько обобщая, можно утверждать, что политическое руководство, несмотря на формальное утверждение тех или иных решений, не имело ни малейшего представления о том, что на самом деле происходит в ходе операции "Мир Галилее".
Это всего лишь два произвольных примера того, как действует военно-политическая система в Израиле. Разумеется, можно привести множество подобных примеров. Но мы не ошибемся, если скажем, что армия в Израиле обладает значительным преимуществом перед гражданским политическим руководством, включая правительство.