Сообщается, что в ходе состоявшегося на прошлой неделе визита президента Дмитрия Медведева в Ереван, Россия и Армения подписали ряд соглашений в военной сфере, часть из которых не была обнародована.
Наиболее значимым из них был протокол, продлевающий срок аренды Россией военной баз в армянском городе Гюмри с 25 до 49 лет. На базе, официально действующей с 1997 года, сейчас размещаются 5000 российских солдат, а также истребители МиГ-29 и зенитно-ракетные комплексы С-300.
Медведев утверждает, что задача этой базы – «поддержание мира и безопасности на Южном Кавказе и Закавказье в целом». Тем не менее, многие аналитики, особенно в Турции и в Азербайджане, полагают, что эту договоренность можно расценивать как завуалированное предостережение Анкаре и Баку. По мнению тех, кто придерживается этой точки зрения, протокол доказывает возникновение в регионе новых союзов.
Фактически, в пользу этой позиции говорят также заявления, сделанные армянскими властями по итогам визита. В частности, президент Серж Саркисян официально заметил, что база будет расширять сферу своей географической и стратегической ответственности.
Многие считают, что, в сочетании со все чаще звучащими в Азербайджане разговорами о возможности силовым путем вернуть оккупированные Арменией территории, это свидетельствует о возрождении недавнего альянса между Арменией и Россией.
Тем не менее, в Анкаре круги, близкие к турецкому правительству, не разделяют этот пессимизм. Они считают данный протокол очередной попыткой России поддерживать баланс между Арменией и Азербайджаном. Высокопоставленный турецкий чиновник, придерживающийся этого мнения, полагает, что цель протокола – успокоить армянское правительство на фоне слухов о планах по продаже Азербайджану высокотехнологичных вооружений и о стремлении России разрешить проблему Карабаха.
Другой высокопоставленный чиновник, с которым я общался, рекомендовал мне обратить особое внимание на экономическую сторону визита. Ереван, как сообщается, заключил с Россией контракт на поставку двух реакторов для построенной в советские времена в Армении АЭС. Более того, по слухам, речь также шла о поставках вооружений. «Русские стали очень хорошими бизнесменами. Они научились торговаться и чем-то жертвовать в обмен на экономическую выгоду», - заметил с кривой улыбкой мой собеседник.
Тем не менее, турецкий внешнеполитический истеблишмент всерьез опасается, что Армения сочтет, что этот протокол дает ей «зеленый свет» на то, чтобы продолжать занимать на мирных переговорах с Азербайджаном неконструктивную позицию. Например, мой источник в Партии справедливости и развития (ПСР), близкий к премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, утверждает, что Эрдоган очень ожидает и от президента Медведева, и от премьер-министра Владимира Путина усилий по разрешению проблемы Карабаха. По его словам, практически на всех переговорах, на которых карабахский вопрос обсуждался с русскими, эти ожидания высказывались в открытую. Представитель партии подчеркивает, что без активного участия России эту проблему будет невозможно разрешить, и что русские ранее твердо обещали свою помощь.
На этом фоне, я полагаю, будет уместно напомнить нашим российским друзьям слова, которые Эрдоган якобы сказал в прошлом году двум российским лидерам: «Мы, как Турция, не хотим, чтобы внешние силы вмешивались в проблему, которую страны региона должны разрешить самостоятельно».
Как вы думаете? Разделяют ли русские эту позицию? Или, с их точки зрения, краткосрочная прибыль важнее долгосрочных взаимных выгод?