В чем проблема с этими С-300? Все, кто следит за новостями 1) из военной области и 2) о России, наверняка слышали об этих ракетах, ставших этаким монстром из сферы зенитно-ракетной техники и погибелью для ВВС НАТО (и Израиля). С-300 (SA-10 по классификации НАТО) это современные российские зенитно-ракетные комплексы, считающиеся одними из самых передовых в мире.
Что касается Кавказа, то С-300 практически не засветились на тамошнем радаре, поскольку самые напряженные сражения из-за размещения этой эффективной системы ПВО ведутся в отношении Ирана. Эта страна закупила – и ожидает поставки – систем С-300. Достаточно сказать, что если данная сделка будет реализована, это существенно усилит военные возможности Исламской Республики Иран и создаст мощный фактор сдерживания для возможных действий США или Израиля против незаконной ядерной программы Ирана.
Однако сейчас нет стопроцентной уверенности в том, что Москва действительно намерена осуществить эти поставки, хотя соглашение по ним уже подписано. Российское руководство в прошлом заявляло, что поставки комплекса С-300 будут проводиться в соответствии с планом. Однако в последнее время разговоры на данную тему немного приутихли. На самом деле, Россия в последнее время заняла более жесткую позицию в отношении Ирана, и использует свои давние связи с этой страной в качестве рычага давления.
Однако балансирование России – это не просто попытка сохранить связи с Ираном, не вызывая при этом раздражения со стороны Запада, хотя этот элемент в определенном степени здесь все же присутствует. Дело в том, что тот рычаг воздействия, который представляет собой поставка С-300, создает ощущение геополитической мощи России.
"Пока существует иранская проблема, Запад будет нуждаться в России, - заявил недавно в своей статье для Bloomberg Раджаб Сафаров, возглавляющий московский Центр изучения современного Ирана, - а Россия будет ощущать себя важным геополитическим игроком".
Безусловно, вопрос о С-300 это лишь одна составляющая общей стратегии. У России в этой ситуации с Ираном имеется целый набор рычагов, таких как открытое техническое содействие в иранском ядерном проекте. Хотя может показаться, что такой подход сеет разногласия и распри и является вопиющей наглостью, нет никаких сомнений в том, что усилия России приносят свои плоды.
После августовской войны Россия, по сути дела, предъявила ультиматум своим израильским партнерам, которые поставляли в Грузию оружие и оказывали услуги по обучению вплоть до начала войны. Незадолго до того, как эти сделки между Тбилиси и Тель-Авивом были остановлены, Израиль начал продавать России те самые разведывательные беспилотные летательные аппараты, которые всего за несколько месяцев до этого российские истребители сбивали в Грузии. Это стало весьма болезненным и парадоксальным моментом в отношениях двух стран.
Израиль попал в затруднительное положение с точки зрения морали, а Россия не ответила на его пробные заходы в попытке наладить позитивное движение вперед. Хотя в данный момент кажется, что поставки С-300 приостановлены, построенная при содействии России Бушерская атомная электростанция вот-вот начнет работу на полную проектную мощность. Многие эксперты считают, что это станет переломным моментом для усилий иранской теократии по созданию ядерного оружия. К таким экспертам относится и бывший представитель США при ООН Джон Болтон (John Bolton), который недавно пожаловался на то, что мировое сообщество не предпринимает никаких усилий для предотвращения продвижения Ирана по этому пути.
Тем временем, хотя в политике "перезагрузки" США в отношениях с Россией и присутствует большое количество риторики, она мало что дает в плане реальных достижений в двусторонних отношениях. Перефразируя и суммируя слова многочисленных обозревателей по поводу перезагрузки, можно сказать следующее: московские ожидания и надежды на перезагрузку не сбудутся и не могут сбыться, если Вашингтон не изменит свои взгляды на внешнюю политику в угоду неоимпериалистическим целям России. Пока что результаты перезагрузки следующие: заключение соглашения о незначительном сокращении ядерных вооружений, названного многими подарком российским военным (оно к тому же может не пройти процесс ратификации); некоторое усиление жесткости в позиции России по отношению к Ирану; а также общее чувство товарищеского взаиморасположения между российским президентом Дмитрием Медведевым и президентом США Бараком Обамой.
Но перезагрузка также привела к усилению ощущения собственной значимости со стороны России. Однако надо четко понимать следующее: стратегия России на Ближнем Востоке заключается в том, чтобы увеличить объем обязательств Запада, но чтобы при этом для России не возникло никаких негативных последствий. Короче говоря, Кремль не хочет, чтобы Запад проиграл, но одновременно не хочет, чтобы Соединенные Штаты выиграли. Попытки приковать внимание Запада к Ближнему Востоку можно также расценивать как способ не дать ему возможности бросить России вызов в ближнем зарубежье, на котором она сконцентрировала свои усилия.
Но пока Россия держится и не поставляет комплексы С-300 в Иран. Почему? Во-первых, сигнал, который она подает, говорит о ее недоверии. Но ведь у Сирии такое современное оружие уже есть. Более вероятен следующий вариант: Россия не хочет поставлять Ирану это оружие, потому что кое-кто полагает, что в результате такой поставки израильское нападение окажется фактически бессмысленным.
Но тут появляются сообщения о том, что теперь Россия намеревается продать С-300 Азербайджану. Многие усматривают в этом стремление создать противовес прочным военным связям Москвы с Арменией. Не секрет, что отношения России с Баку в последнее время существенно улучшились, несмотря на сохраняющиеся противоречия между Азербайджаном и Арменией из-за "республики" Нагорный Карабах, где власть находится в руках Еревана. Это еще один замороженный региональный конфликт. Хотя Россия давно уже считается главной покровительницей и союзницей Армении, высокодоходные газовые и нефтяные месторождения Азербайджана крайне важны для Москвы в ее долгосрочной трубопроводной игре.
Поэтому неудивительно, что Россия хочет успокоить азербайджанских партнеров после наращивания своего военного присутствия в Армении, которое армянское руководство рассматривает в качестве своего рода гарантии азербайджанского ненападения. Конечно, мало кто верит в то, что Россия поставит под угрозу свои выгодные энергетические сделки, начав помогать Армении в ее борьбе против Азербайджана в случае возникновения конфликта.
Все это так, но здесь наверняка присутствует еще один аспект. Предложение о продаже С-300 Азербайджану может стать предвестником долгожданной поставки этих комплексов в Иран. Почему? Это невероятно, но Азербайджан считается близким (пусть и весьма неприметным) союзником Израиля. И есть возможность, что азербайджанские власти захотят предоставить Израилю ограниченный доступ к данной системе ПВО. Россия несомненно знает о такой возможности, но не исключено, что именно на это она и рассчитывает.
"Да, мы продали Ирану С-300, - могут ответить русские на израильские протесты, - но мы также дали вам возможность для их уничтожения". Израиль так и поступил в конце 2007 года, когда его самолеты вторглись в воздушное пространство Сирии, контролируемое С-300, чтобы вывести из строя зачатки сирийской ядерной программы. Чтобы вновь одержать верх над С-300, израильтянам может понадобиться более полное и точное понимание того, как технически функционируют данные комплексы.
Для Грузии распространение систем С-300 и размещение их в новых местах не имеет особого значения, по крайней мере, прямой угрозы не создает. Даже заявление России о развертывании комплексов ПВО С-300 в Абхазии (правда, есть масса сообщений, что они стоят там уже два года) вряд ли серьезно повлияет на соотношение сил в регионе. Единственное, что могут сделать эти системы – оградить данное воздушное пространство от проникновения самолетов НАТО.
Однако ясно другое. Продажа и развертывание Россией комплексов С-300 подчеркивает стремление Кремля создавать точки нагрузки и иметь рычаги влияния в ключевых регионах мира. Задумайтесь вот о чем: С-300 в настоящее время развернуты в Сирии, Армении, Абхазии, а вскоре их могут поставить в Азербайджан. По соглашению получить эти системы должен и Иран. Своими спорами по вопросу поставки французских вертолетоносцев "Мистраль" Россия, похоже, сорвала сделку, которая ранее казалась бесспорной. Многое говорит о том, что Москва отказывается от своего первоначального партнерства исключительно с Францией и готовится выступить с открытым тендером, который, конечно же, привлечет внимание многих стран со всего мира, включая Испанию и Нидерланды. Эти государства в прошлом проявляли к данной сделке немалый интерес.
Камнем преткновения является передача технологий, поскольку Франция отказывается включать их в объем поставки, хотя первоначально такая договоренность была. Россия неожиданно по ходу дела изменила свою заявку и требует включения в объем поставки всех систем, заводя, таким образом, всю эту программу в тупик. Москва повышает ставки в этой игре, приглашая новых участников. Она демонстрирует Франции и ее профсоюзам, что может и в других местах поискать то, что ей надо. Россия уже посеяла семена раздора в рядах НАТО из-за соглашения о постройке "Мистраля", а теперь она идет еще дальше, заставляя Францию соперничать с другими союзниками по НАТО, такими как Испания и Нидерланды. Это будет борьба за то, кто сможет поставить в Россию по самой низкой цене самую передовую технику НАТО.
Безусловно, в каждом случае российская стратегия направлена на максимальное использование рычагов воздействия на различные страны, создавая противостояние между ними. Это Иран и Израиль, Армения и Азербайджан, Грузия и ее районы конфликтов, Западная и Восточная Европа и так далее. Эти конфликты различаются между собой по масштабам, сфере охвата и геополитическому весу. Но у всех у них есть одна общая черта – это корысть и влияние России и – что самое опасное – угрозы и обещания о поставках вооружений.
Бойтесь русских, дары приносящих – дары в виде оружия.