Пожары, которые унесли жизни 54 человек и уничтожили более миллиона гектаров леса, стали свидетельством несостоятельности российской государственной системы, которая создает препятствия для самоуправления регионов.
Оцените парадокс: исполнительная власть (и в особенности премьер-министр) лишь упрочила свои позиции после кризиса.
Верхняя Верея, Масловка, Моховое… В течение целого месяца россияне учили географию своей страны по пепелищам. В этих деревнях сейчас можно найти лишь оплавленное железо, остовы печей или почерневшие каркасы автомобилей. Дома сгорели "за пятнадцать минут, как свечки" несмотря на все усилия их жителей, которые боролись со "стеной огня" с лопатами и ведрами в руках. Вот одна из основных причин народного гнева: всесильный министр чрезвычайных ситуаций, о чьих подвигах по всему миру так любят говорить по телевидению, не смог справиться с кризисом. Миф развенчан.
"Вы бы еще сказали нам, что в России нет пожарников", злится Ирина Бондарева из воронежской Масловки.
Кроме того, о грядущей катастрофе было известно заранее. Едва закончив ремонт на своей даче в Верхней Верее в Нижегородской области, Константин Белов увидел поднимающиеся над лесом первые столбы дыма. Произошло это 12 июня. Пенсионер сразу же обратился к лесникам. "Ничего страшного", ответили ему. Тем не менее, жители района обменивались информацией на сайте wyksa.ru и неоднократно пытались привлечь к ситуации внимание властей. Безрезультатно. 29 июля 341 дом в Верхней Верее превратился в пепел.
Заместитель главного редактора "Огонька" Екатерина Данилова набросала в последнем выпуске журнала портрет расколотого на две части общества: с одной стороны существует экономическая и политическая элита, которая смогла создать себе чрезвычайно комфортные условия жизни, а с другой – уставшие и изможденные народные массы. "Их дети и близкие живут в Лондоне, Париже, Сан-Франциско, Женеве, Нью-Йорке... Там, где нет дыма, а значит, вполне хватает для легких кислорода и сердце не болит по ночам, где хорошие дороги и "скорые", или как там называются кареты экстренной медицинской помощи, не стоят в пробках часами. Там чистая вода, которую можно пить из-под крана, кое-где даже не страшно гулять по ночам, и, конечно, целое министерство не выглядит в глазах населения сплоченным многотысячным бандформированием".
"В России началась предвыборная кампания"
Помимо этой журналистки, большая часть московской прессы и блоггеров оценивают действия правительства резко отрицательно. Все неустанно твердят о том, что Владимир Путин во время своего второго президентского срока поддержал увольнение 70 000 лесников и упразднение федеральной системы лесозащиты. Но на экране супер-премьер держит ситуацию под контролем. Почти каждый день он появляется рядом с пострадавшими и пожарниками. И тушит народный гнев как огонь, сидя за штурвалом пожарного самолета. "Не стоит забывать о том, что у большинства населения есть доступ лишь к распространяемой государственным телевидением пропаганде", объясняет директор Левада-Центра Лев Гудков. От итогов запланированного на среду опроса (первого, в котором будут учтены последствия пожаров) он не ждет никаких заметных изменений в рейтингах правящего тандема: "Это мечта, иллюзия московских журналистов и задыхающейся оппозиции".
Путин за штурвалом – такой вполне могла бы быть его предвыборная афиша на 2012 год. "В России началась предвыборная кампания. И начал ее премьер-министр Владимир Путин. (…) До официального старта предвыборной гонки почти год, но такими темпами премьер подойдет к часу Икс во всеоружии. На его фоне президент Медведев уже выглядит проигравшим", говорит журналист Максим Токайло в видео на сайте деловой газеты "Ведомости".
Среди новинок в предвыборных инструментах стоит особо отметить изобретенное премьером антикоррупционное реалити-шоу. В то время как Ассоциация адвокатов России за права человека утверждает, что взятки и откаты съедают 50% ВВП, глава правительства отдал распоряжение установить на основных строительных объектах видеокамеры, чтобы "из дома" наблюдать за продвижением работ. "Эта инициатива настолько же демагогическая, насколько и прагматическая", заявил один из слушателей радио "Эхо Москвы". "Она ясно свидетельствует о том, что представляет собой наша страна: коррупция здесь такова, что для того, чтобы избежать кражи миллионов рублей, нам приходиться тратить все те же миллионы на установку камер".
В июле уровень смертности в Москве вырос вдвое
"Такова карикатура вертикали власти", иронизирует Лев Гудков. Лишив регионы их прерогатив и финансовых инструментов (70% налоговых сборов идут в федеральный бюджет), премьер-министр теперь может лишь лично бегать по всем проблемным местам и давать всем и каждому указания. В его отсутствие недремлющее око Москвы следит за провинцией 24 часа в сутки.
При этом недовольство концентрируется "на боярах, а не на царе", подчеркивает заместитель главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Сергей Бунтман. По данным проведенного в начале августа опроса фонда "Общественное мнение", милиция, мэры и губернаторы получили худшие отзывы во время кризиса. Хотя некоторым региональным руководителям и пришлось подать в отставку, большая часть федеральных шестеренок по-прежнему прекрасно работает. В Самарской, Владимирской и Нижегородской областях прозвучали голоса с требованием отставки губернаторов. Но все впустую. Подходивший к концу в августе мандат нижегородского губернатора (и бывшего заместителя московского градоначальника) Валерия Шанцева был в итоге благополучно продлен. "Вполне возможно, что губернаторы будут наказаны, но только некоторое время спустя. Таков метод Путина: рубить головы через несколько месяцев после кризиса, чтобы продемонстрировать независимость от настроения общества", отмечает Лев Гудков. "Это случилось с губернатором Калининграда Георгием Боосом", который расплачивается за произошедшие в январе масштабные акции: 10 000 человек (рекордное для России число) вышли тогда на улицы, чтобы высказать свой протест против ухудшения экономической ситуации.
Юрий Лужков, который занимает пост мэра Москвы уже восемнадцать лет, не подает признаков беспокойства. Резкая критика горожан, которые задыхались в дыму и ужаснулись от показателей смертности (ее уровень вырос вдвое из-за жары), в конце концов вынудила его прервать 8 августа свой отпуск. "Вы вернулись вовремя", поздравил его Владимир Путин. Успокоившись, градоначальник снова сбежал из столицы "на неопределенный срок", как уточнили в мэрии. "Всем ясно, что у этого человека нет будущего. Он отправился в отпуск после того, как немало горожан оказалось в могиле. Все ждут его отставки", бушует политолог Дмитрий Орешкин.
"Борьба простых граждан с бюрократией"
По мнению Льва Гудкова, власть уже давно ищет способ избавиться от непотопляемого Лужкова: "Рано или поздно у нее это получится, но пока еще он держится на плаву, шантажируя Кремль тем, что, по его словам, он единственный, кто в состоянии обуздать оппозицию". Во время пожаров московская милиция дважды разгоняла собрания оппозиционеров, которые в частности говорили о преступной небрежности властей перед лицом катастрофы. Один из самых уважаемых лидеров оппозиции, Лев Пономарев из движения "За права человека", был госпитализирован после допроса.
Получив отпор на улицах, гражданское общество отступило на просторы интернета. "Сеть стала катализатором: люди научились брать на себя инициативу и эффективно организовывать собрания. То самое гражданское общество, которое все еще не может сформироваться, оно уже здесь. Мы его видим!", объясняет Наталья Алинова из неправительственной организации "Доктор Лиза", которая все лето оказывала поддержку тем, кто хотел помочь пострадавшим от пожаров людям. "Эта солидарность пока еще не готова вылиться в какие-либо политические инициативы", возражает социолог Лев Гудков.
Некоторые непримиримые все же не опускают руки. Вчера в центре Москвы должен был состояться митинг-концерт в защиту Химкинского леса, которому угрожает исчезновение из-за прокладки автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. Звездой программы должен был стать Юрий Шевчук, рок-звезда и критик режима Путина. "Что такое Химкинский лес? Это метафора для меня, уж точно. Потому что в каждом из нас он растет и каждого из нас он окружает, вне зависимости от того, живем ли мы во Владивостоке, под Москвой, в Питере или в Туле. Химкинский лес сейчас олицетворяет борьбу простых граждан с бюрократией, геноцид которой мы все на себе чувствуем", сказал Шевчук. После некоторой растерянности муниципалитет все же осознал потенциальные политические последствия этого события и запретил концерт. Тем не менее, вокруг вынужденного петь без микрофона рокера все же собралось около 3 000 человек в окружении плотного кольца служителей правопорядка.