В издательстве "Молодая гвардия", в серии "Жизнь замечательных людей", выходит книга Бориса Минаева о первом российском президенте Борисе Ельцине. Журнал "Огонек" опубликовал одну из глав книги и предисловие, которое написал премьер-министр России Владимир Путин.
Глава книги "Ельцин", опубликованная в "Огоньке", посвящена событиям путча 1991 года. Она называется "Подробности перестрелки", но в журнале озаглавлена иначе – "Комитет испугавшихся". Автор книги – Борис Минаев, писатель и журналист, главный редактор мужского журнала "Медведь". В интервью Радио Свобода он рассказал:
– Это обычная биография, она построена хронологически: рассказ о жизни героя от рождения до смерти. Это первый и, может быть, последний для меня писательский опыт, когда ты знаешь, что об этом человеке уже очень много написано всякого, разного, написано на разных языках, разными авторами. Это некий вызов для автора – представить какой-то свой взгляд, свой вариант этой судьбы. Это сложная творческая задача. Решить ее было для меня интереснее всего.
– Какими источниками вы пользовались?
– Есть две американские биографии Ельцина, много других книг зарубежных исследователей и, конечно, огромное количество мемуарной литературы. Но больше всего, наверное, мне помогла книга "Эпоха Ельцина" – сборник статей, написанных людьми, которые с ним работали: его помощниками, сотрудниками его администрации. Там очень много документов, очень много фактологического материала. И то, чем не могли воспользоваться другие биографы – интервью с Наиной Иосифовной Ельциной и с ее дочерьми.
– Как вы оцениваете роль Бориса Ельцина в российской истории?
– Я оцениваю его как великого человека, совершившего очень важный исторический шаг, которого, может быть, другие политики не могли бы совершить, – в силу его личных качеств, мужества, решимости, какой-то внутренней силы. Хотя, в общем, страна находилась в очень тяжелом состоянии, в состоянии какого-то развала, раздрая, но благодаря его мужеству удалось из этого состояния выйти. Хотя и понимаю, что к нему отношение очень неоднозначное и будет неоднозначным, и только историки, наверное, создадут какой-то объективный портрет этого времени. Но, сознавая все это, я очень позитивно отношусь к роли Ельцина.
Так думает Борис Минаев, автор книги "Ельцин".
В предисловии к изданию Владимир Путин пишет: "Масштаб фигуры первого президента России Бориса Николаевича Ельцина трудно переоценить. Даже самые последовательные противники вынуждены признавать в нем такие человеческие качества, которые делают честь любому политику". Однако российский премьер-министр избегает оценок политических перемен эпохи Ельцина, полагая, что "масштаб преобразований … был столь грандиозен, что только время может дать истинную оценку тому, что было им сделано". Владимир Путин говорит и о роли Бориса Ельцина в своей собственной судьбе, с пафосом вспоминает его напутственные слова в день ухода из Кремля: "Берегите Россию!"
Впечатлениями о новой книге поделился с Радио Свобода Георгий Сатаров, президент фонда "Индем", в прошлом – советник Бориса Ельцина:
– Тот небольшой отрывок, который мне удалось прочитать, изложен достаточно живо, это чтение для широкого круга читателей, с отсылкой к воспоминаниям самого Бориса Николаевича. То есть вполне нормальный текст.
– Что вы думаете о предисловии Владимира Путина?
– Я думаю, что это просто дань уважения Борису Николаевичу, уважения к тому, благодаря кому он неожиданно для себя и всех остальных попал на высший пост в стране.
– Вы обратили внимание, что Владимир Путин не дает оценки политическим преобразованиям ельцинской эпохи?
– Он старается вообще быть подальше от политических сюжетов, и это совершенно понятно. Потому что сравнение эпохи Ельцина и эпохи Путина может быть либо к выгоде эпохи Ельцина, либо лукавым.
– Сам факт выхода этой книги в серии "ЖЗЛ" с предисловием Владимира Путина вы склонны рассматривать как некое знаковое событие?
– Нет, совершенно не склонен. Думаю, что это никак не связано с какими-то возможными изменениями позиции Путина или изменениями в режиме. Это часть торжественных мероприятий к юбилею Бориса Николаевича.
– Вы были советником Бориса Ельцина. Что для вас главное в той эпохе?
– Открытые возможности. Это шанс на нормальный путь в будущее.
– Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее отношение российского общества к ельцинской эпохе?
– Я бы сказал – амбивалентное. Потому что здесь смесь тенденций: с одной стороны, целенаправленная пропаганда ("ельцинский хаос" и так далее), а с другой стороны, в общем, трудно бороться с реальностью, и граждане имеют возможность сравнивать. Но, допустим, такого милицейского беспредела при Ельцине не только не было – он был просто невозможен.
– Как вы думаете, эта книга что-то сможет изменить в нынешней ситуации?
– Я думаю, да, сможет, потому что уже началось ее продвижение. Я думаю, что ее будут читать несколько больше, может - существенно больше, чем нашу книгу "Эпоха Ельцина", которая была все-таки написана для узкого круга специалистов. Я думаю, что это вызовет некие ностальгические нотки и благожелательное отношение к Ельцину.
– Что для вас лично значит Борис Ельцин?
– Уникальная политическая фигура реального исторического масштаба. С ним было интересно работать.