Российский президент Дмитрий Медведев на прошлой неделе принимал в курортном городе Сочи на Черноморском побережье президента Афганистана Хамида Карзая, а также руководителей Пакистана и Таджикистана. Это была вторая встреча в таком составе за год, и хотя прошла она незаметно, ее подтекст был очень важен. Рост обеспокоенности России по поводу исламистского боевого движения и потока дешевых наркотиков из Афганистана, что уже превратилось в угрозу для ее национальной безопасности, заставляет Москву вновь обратить внимание на этот регион, хотя США и их союзники по НАТО совершают сегодня различные маневры, пытаясь сократить там свое присутствие. Двадцать лет назад Советская Армия ушла из Афганистана, потерпев там унизительное поражение, и вот теперь Россия готова потратить миллиарды в этой истерзанной войной стране на развитие ее инфраструктуры, на разведку и освоение месторождений полезных ископаемых и энергоресурсов. У нее также есть планы по наращиванию боеспособности афганской армии. И на сей раз все делается с благословения Америки.
Интересы двух стран на этом бывшем поле битвы времен холодной войны сегодня совпадают. Почти девять лет партизанское движение под руководством талибов ведет борьбу с США, и борьба эта обходится Америке как никогда дорого: она расплачивается жизнями своих солдат и деньгами. Приближается июль 2011 года, когда должен начаться вывод войск, и администрация Обамы активно ищет региональных партнеров, чтобы те включились в эту работу и взяли на себя более значительную ношу. Россия после изгнания талибов старалась держать безопасную дистанцию, но теперь она вынуждена подключиться по двум причинам. Первая, это смертоносные террористические акты исламистов, совершаемые на ее территории. В значительной мере их стимулирует идеология, получившая распространение в зоне военных действий по обе стороны афгано-пакистанской границы. Вторая причина – всплеск преступности и смертности из-за наркотиков. 130 с лишним тысяч россиян погибает ежегодно только от героина – а большая его часть поступает из Афганистана.
За последний год целый ряд контактных групп из США и России активизировал обмен информацией в рамках борьбы с потоком наркотиков, идущих из Афганистана, который поставляет около 90 процентов всего производимого в мире героина. В своей статье в российской газете "Известия" от 9 июня американский спецпредставитель в Афганистане Ричард Холбрук подробно рассказал о вкладе России, назвав его важным шагом вперед в двусторонних отношениях. Но хотя силы и средства российской разведки в бывших советских республиках могут сыграть определенную роль в борьбе с наркотической угрозой, существует масса других транзитных маршрутов через Иран и Пакистан – и это существенно осложняет работу по срыву поставок наркотиков.
Через границы России проходит больше наркотиков, чем через территорию любой другой страны, и российские представители уверены, что эту напасть надо вырывать с корнем. Возглавляющий российское антинаркотическое ведомство Виктор Иванов в прошлом жаловался на то нежелание, с которым Америка ведет войну с наркотиками. По его мнению, она опасается, что выращивающие наркотики крестьяне могут пополнить ряды талибов. И он прав: в рамках нынешней стратегии борьбы с партизанским движением уничтожение наркотиков уже не является первоочередным приоритетом. "Конечно, борьба с терроризмом имеет преимущественное значение, но как насчет ликвидации производства наркотиков?" – заявил в мае Иванов, вслух задав вопрос о том, почему Афганистан является крупнейшим в мире производителем опиума и гашиша, несмотря на сохраняющееся присутствие НАТО. В среду, во время встречи со своим афганским коллегой президент Медведев подчеркнул наличие связи между наркоторговлей и воинственным экстремизмом, заявив, что посевы опийного мака необходимо уничтожать всеми доступными средствами, включая военные удары.
Пока Россия в рамках поддержки натовских операций ограничивается тем, что разрешает провозить через свою территорию железнодорожным транспортом предметы снабжения, а также пересекать свое воздушное пространство самолетам с оружием. Частные российские компании, конечно же, много лет занимаются транспортной логистикой. Но теперь Москва может более активно дополнять деятельность НАТО в Афганистане. С согласия североатлантического альянса Россия сегодня ведет переговоры о поставке афганской армии как минимум 20 вертолетов Ми-17. Это весьма любопытный поворот событий, учитывая то, что такие боевые машины в 80-е годы выполняли задачи по борьбе с моджахеддинами. Министр обороны Сергей Лавров (так в тексте – прим. перев.) также подтвердил, что Россия поможет в обучении афганских летчиков и полицейских, причем начало этому будет положено поставкой бесплатной партии оружия.
В Афганистан также могут пойти масштабные инвестиции в целях поддержки непрочного карзаевского режима – а также получения прибыли. Российские компании в настоящее время пытаются заключить контракты на восстановление и модернизацию объектов, построенных в советское время. В планах, среди прочего, реконструкция гидроэлектростанций в объеме 500 миллионов долларов, а также не менее амбициозный проект строительства колодцев и систем ирригации в сельской местности Афганистана. Государственная нефтегазовая компания "Роснефть" ведет разведку потенциально высокодоходных газовых месторождений на севере, а другие компании, согласно имеющейся информации, ищут полезные ископаемые для производства железа и алюминия. Поскольку в экономике военного времени можно делать большие деньги, российские официальные лица и руководители бизнеса не скрывают, что идут в Афганистан ради прибыли.
Оккупация Афганистана Москвой в период с 1980 по 1989 год дала русским ряд преимуществ. Многие учившиеся в Советском Союзе афганцы, бежавшие из страны при талибах, сегодня вернулись на родину, добавив компетентности неопытному пока правительству – а также создав атмосферу большей привязанности по отношению к Москве, нежели к Вашингтону. По словам директора Центра политических исследований Афганистана Харуна Мира (Haroun Mir), бывшие коммунисты хорошо представлены в высших эшелонах национальной полиции и армии, составляя костяк сил безопасности. "Они хорошо информированы и подготовлены, и нам приходится полагаться на них, пока вакуум не заполнят новые кадры", - говорит он.
Сталкиваясь с более серьезными проблемами и менее надежными соседями, Соединенные Штаты и НАТО готовы согласиться на усиление российского влияния. "На данном этапе мы не можем себе позволить излишнюю привередливость в выборе помощников", - заявил один западный дипломат, работающий в Кабуле. На самом деле, всплеск активности в Афганистане носит знаковый характер: Россия возвращается.