Итак, завершились первый государственный визит президента России в Армению и первый в Армении неформальный саммит лидеров ОДКБ. С точки зрения армяно-российских отношений визит прошел без сенсаций. Без сенсаций, потому что уровень армяно-российских отношений столь высок, что было бы сенсацией, если бы государственный визит российского лидера не ознаменовался новыми договоренностями, укрепляющими этот союз. Были подписаны договоры об участии России в строительстве нового атомного энергоблока в Армении, о военно-техническом сотрудничестве.
Как уже не раз отмечалось, в плане обеспечения региональной безопасности трудно переоценить подписание протокола об изменениях в договоре о деятельности в Армении российской военной базы. Глава армянского государства подчеркнул в ходе пресс-конференции двух президентов: одним из принципиальных изменений является то, что если раньше функции российской базы по обеспечению безопасности Армении касались только так называемых внешних границ СНГ, то сейчас это ограничение снято. Кроме того, с целью решения вопросов безопасности российская сторона берет на себя обязательство об обеспечении армянских вооруженных сил современным и совместимым вооружением.
Некоторым эти договоренности не понравились. Официальный Баку официально выразил надежду, что потенциал 102-й базы не будет использован против Азербайджана... Несколько странная реакция, с учетом понимания того, что ни Россия, ни Армения, ни Нагорный Карабах в обозримом будущем на Азербайджан нападать не собираются. Незачем. Озабоченность Баку имеет смысл только в том случае, если Азербайджан намерен развязать новую войну. Но и тут вопрос чисто риторический, поскольку в случае новой агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха это будет прямая угроза безопасности Армении, и тут уже вступают в силу договоренности как о российской базе, так и в рамках ОДКБ. Когда в ходе пресс-конференции президенту России Дмитрию Медведеву был задан вопрос о действиях российской базы в случае агрессии Азербайджана против Карабаха, Медведев еще раз выразил свою уверенность в необходимости мирного урегулирования конфликта, в безальтернативности мирного решения, но вместе с тем отметил, что все остальные вопросы регулируются как двусторонними договорами, так и обязательствами в рамках ОДКБ, и подчеркнул, что Россия очень серьезно относится к своим обязательствам...
Добавим, что вопрос армянского журналиста также выглядел несколько риторическим, поскольку о реальности угроз Ильхама Алиева говорить не приходится и все уже давно это знают. Глава МИД России Сергей Лавров в интервью Общественному телевидению Армении, комментируя возможные поставки в Азербайджан двух дивизионов С-300 и периодические угрозы Азербайджана, выразился дипломатично, но внятно: "Мы никогда не поставляем вооружение в регионы, где такая поставка может дестабилизировать ситуацию, будь то Закавказье, Ближний Восток, Средний Восток или какая-либо другая часть нашего земного шара... Я не стал бы слишком драматизировать периодически звучащую риторику: во многом, как и в целом ряде других случаев, она связана с внутриполитической ситуацией в той или иной стране, откуда такая риторика раздается, но, конечно, она делу не помогает... Я убежден, что в регионе, о котором мы говорим, ни одно государство не планирует начинать новых военных действий, потому что это было бы катастрофично. А то, что агрессор все равно не достигнет своих целей, все мы убедились в августе 2008 года, когда ваш сосед господин Саакашвили решил урегулировать проблемы Абхазии и Южной Осетии методами, неприемлемыми с точки зрения международного права. Я на 100 процентов убежден, что между Арменией и Азербайджаном таких попыток не будет, поскольку я участвовал во встречах президента Медведева с президентами Саргсяном и Алиевым, и все три президента подписывались под документами, которые не допускают применения силы, которые подчеркивают приверженность исключительно мирному урегулированию любых проблем в контексте нагорно-карабахского процесса".
Иначе говоря, своими воинственными заявлениями Ильхам Алиев просто блефует по тем или иным причинам, а вот за переговорным столом ведет себя совершенно иначе. Гораздо более разумно и вменяемо.
Что же касается неформального саммита лидеров ОДКБ, то, как известно, главным вопросом были киргизские события и ставшие в связи с этим актуальными вопросы, связанные с повышением эффективности ОДКБ. Известно, что руководство Киргизии обратилось к ОДКБ с обращением о помощи, но поскольку одним из базовых принципов ОДКБ является принцип невмешательства во внутренние дела друг друга, то в ОДКБ разработаны механизмы, призванные защитить страны-члены от внешней агрессии, угроз международного терроризма и так далее...
Так что лидерам ОДКБ было о чем поговорить без протокола, и, судя по всему, результатом этого неформального общения стало согласие не только помочь Киргизии, но и меры по усилению эффективности ОДКБ, которые должны быть разработаны и представлены на утверждение уже официального саммита лидеров ОДКБ в декабре текущего года, где председательство в ОДКБ примет в лице Александра Лукашенко Белоруссия, что тоже интересное решение с учетом зачастую весьма критической настроенности Лукашенко к деятельности организации. Но, по-видимому, лед и тут тронулся, не зря же президент Белоруссии прибыл в Ереван за два дня до начала саммита...