МОСКВА. В любой из дней та одежда, которую можно лицезреть в этом священном некогда месте, где скорбные граждане простаивали в длинных очередях, чтобы отдать дань уважения основателю советского государства, дает яркое представление о предпочтениях россиян в вопросах моды.
А предпочтения эти очень разные. Здесь можно увидеть женщину в коротких шортиках и в туфлях на высоких шпильках с идущими за ней маленькими детьми; девочку-подростка в микро-мини-юбке или в плате до пят; стильно одетого молодого человека в майке с портретом Путина в цветочной рамке, в черных штанах с большими карманами, шлепанцах и соломенной шляпе.
Москвичи и туристы проходят сегодня мимо Мавзолея Ленина в такой одежде, которая до недавнего времени казалась более подходящей для морского курорта. По всему городу женщины все чаще предпочитают маленькие топики, а мужчины вообще ходят без рубашек.
"Все меняется, - говорит 37-летняя учительница из Московской области Наталья Осадчук, проходя вместе с семьей по Красной площади мимо Мавзолея в белых шортах и босоножках-танкетках, - сейчас в моде нет строгих правил. Отношение стало намного проще. Да и жара, конечно, тоже играет свою роль".
Это лето россиянам пришлось проводить при сорокаградусной жаре, к которой добавился дым от лесных пожаров. Но еще до наступления жаркой погоды возникло стремление к неформальной одежде, что лучше всего просматривается в моде на шорты, которые до недавнего времени считались табу для всех, кроме детей.
Татьяне Макуловой 74 года, она бывший театральный режиссер. По ее словам, единственное, что мешает ей носить на улице шорты, это ее незагорелые ноги.
"Раньше было неприлично выходить летом из дому без чулок, - говорит Макулова, - моя мать ни разу за всю свою жизнь не вышла на улицу, не надев чулки".
Она никого не стесняясь носит белые шорты на даче у своих друзей в Подмосковье, а ее 81-летний муж Никита ходит без рубашки и тоже в шортах.
По словам Макулова, когда он со своими друзьями ездил купаться на Волгу на окраину своего родного Саратова, они снимали рубашки и надевали шорты или плавки только возле воды, когда рядом не было чужих людей.
"Советские представления о правилах приличия были совершенно иные", - говорит бывший режиссер документального кино Дмитрий Чернецкий.
Действительно, хотя нынешняя летняя жара сыграла свою роль, но все же любовь к непарадной и неформальной одежде говорит о более глубоких изменениях, произошедших в обществе.
Глубоко укоренившееся в советское время соблюдение установленных норм и правил в одежде, а также переходящий всякие границы гламурный блеск периода нефтяного бума уступил место полной свободе в моде. Русские отваживаются в шортах заходить в святилища советской эпохи и даже в православные храмы, где женщины веками носили платки и длинные юбки.
На центральной Тверской улице, которая идет от Красной площади, несоблюдение установленных формальностей стало в августе нормой, особенно на Пушкинской площади. Это популярное место встреч и свиданий у памятника самому почитаемому в России поэту, который стоит на пьедестале в кружевной сорочке и плаще.
29-летняя блондинка Юлия Лунева, изучающая косметологию, одета в шорты фирмы Adidas, в спортивные туфли той же фирмы и топик на бретельках.
"Раньше я бы постеснялась приехать вот так в Москву", - говорит Лунева, которая родом из уральского города Челябинска.
"А сейчас я и на занятия так хожу, - заявляет она, - и никто не смотрит, кто что носит".
Сергею Субачеву 22 года. Он одет в легкие спортивные брюки, да и то, потому что все его шорты в стирке.
"Мы дети перестройки", - говорит он, имея в виду эпоху открытости в период заката коммунизма.
По словам эксперта по моде социалистического и пост-социалистического периода из Лондонского колледжа моды Джурджи Бартлетт (Djurdja Bartlett), сегодня никак нельзя говорить о том, что одежда, демонстрируемая на российских улицах, несет на себе печать идеологии.
"Думаю, что это явление, когда люди в центре Москвы ходят полуобнаженными, окончательно подводит черту под концепцией единообразия и строгой дисциплины, которой руководило и управляло государство в соответствии с принципами пуританской социалистической идеологии", - говорит Бартлетт, у которой в октябре выходит из печати книга "FashionEast: The Spectre That Haunted Socialism" (Мода Востока: призрак, преследовавший социализм).
Но эти перемены продемонстрировали нечто вроде конфликта поколений. Вышедший на пенсию бывший работник оборонного предприятия Юрий Алимов, одетый в черные шорты, говорит о том, что всего семь или восемь лет назад почувствовал, что шорты в Москве носить допустимо. В его время, заявляет он, шорты носили только дети, и это был элемент формы советской молодежи в пионерских лагерях.
93-летняя мать Алимова критикует его, когда видит, что он ходит в шортах. ""Тебе сколько лет?", - спрашивает она. Я говорю, что 66. "Тогда почему ты в шортах?""
Тем не менее, эта тенденция широко распространена. Как сообщила российская деловая газета "Ведомости", в июле универсальный магазин богатой одежды ЦУМ продал все свои запасы шорт от Prada, Gucci и Dolce & Gabbana.
Однако широкое распространение такой одежды как шорты также подчеркивает некий разнобой в моде. На пятничном показе фильма "Начало" в кинотеатре на Новом Арбате (это одна из центральных московских улиц с неоновым блеском, не уступающим Лас-Вегасу) некоторые женщины были в шортах, в то время как остальные были одеты как на голливудской премьере – в сверкающих блестками платьях, на невероятно высоких каблуках и с пышными прическами.
Известный историк российской моды Александр Васильев, ведущий программу "Модный приговор" (это российская разновидность программы "What Not To Wear" – "Что носить не надо"), говорит, что крайности в женской моде, от коротких шорт до слишком пышных и неуместных нарядов, это следствие дефицита мужчин в России и "дикой сексуальной революции" среди российских женщин.
"Женщины постоянно охотятся", - говорит он, отмечая, что даже когда у женщины уже есть мужчина, "она уверена в том, что если не будет выглядеть как девочка с обложки, то муж убежит от нее и подцепит другую".
Правнучка Никиты Хрущева Нина Хрущева работает адъюнкт-профессором в Новой школе в Нью-Йорке. По ее словам, ощущение того, что русские повально увлечены модой, является отражением беспорядка в русской душе в целом.
"Это похоже на дворец в Успенском с ржавеющей рядом в канаве автомашиной. Никто этого даже не замечает", - говорит она, имея в виду московский пригород, где живет российская элита.
"То же самое и с модой, - продолжает она, - здесь больше присутствует идея о богатстве, чем само богатство, идея о моде, чем сама мода".
Есть и другие факторы, воздействующие на пристрастия россиян в одежде, в том числе, бунт против религиозного диктата, который указывает, что женщина должна быть в закрытой одежде, говорит Васильев.
Патриарх Русской православной церкви Кирилл, поставивший в качестве приоритетной задачи сближение церкви с молодежью и со светским обществом, выступает против мрачной женской одежды и призывает дам больше обращать внимания на то, как они выглядят в храме. Он говорит, что для православия надо создавать более радостный и модный имидж.
А Преподобный Всеволод Чаплин, возглавляющий Синодальный отдел по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата, говорит, что прихожане должны одеваться пристойно.
Вместе с тем, он подшучивает над одержимой идеей о том, что в церкви обязательно надо носить платок, рассказывая свой любимый анекдот.
Две одетые в бикини девушки решили прямо с пляжа зайти в церковь, и спорят по пути, можно или нельзя в такой одежде посещать храм. Одна говорит: "Знаешь, наверное, нехорошо вот так заходить в мужской монастырь". Они входят в церковь, на них начинают шикать. Одна шепчет другой: "Я же говорила тебе, что надо платок надеть!".