20-21 августа 2010г. в Ереване под вывеской «неофициального саммита» пройдет очередная встреча президентов стран-членов ОДКБ (на момент публикации статьи на сайте ИноСМИ встреча уже состоялась - прим. ред.). На повестке дня стоит набившая оскомину тема - «вопросы региональной безопасности», «сотрудничество в борьбе с современными вызовами и угрозами» и т.п. Судя по заявлению генсека Организации Н.Бордюжи, сделанному им в конце июля, даже за месяц до начала встречи конкретные вопросы для обсуждения не были подготовлены. Так происходит каждый раз, когда организовываются «неформальные саммиты» ОДКБ. Ряд президентов соберутся, поговорят о том о сем и разъедутся по домам.
Впрочем, на этот раз многим участникам встречи в Армении будет не до веселья. А.Лукашенко может проигнорировать заседание из-за очередного кризиса отношений с Москвой. Уже несколько месяцев с подачи Кремля российские СМИ проводят информационную войну против союзника по ОДКБ - А.Лукашенко, выставляя его как коррумпированного и психически больного человека, распространяя провокационные данные о его личной жизни. На днях Кремль пригрозил опубликовать стенограмму заседания ОДКБ с высказываниями А.Лукашенко о готовности Белоруссии признать независимость Южной Осетии и Абхазии.
Самое интересное то, что «неформальный саммит» в Армении уже чуть ли не был сорван принимающей стороной. Накануне встречи в армянских СМИ поднялась волна антироссийской истерии в связи с появившейся информацией о планах России продать Азербайджану два дивизиона зенитно-ракетного комплекса С-300. Назвав поведение России «абсурдным», в Армении грозились выйти из ОДКБ и закрыть российские военные базы в стране.
В этих условиях Ереван умудряется возлагать «большие надежды» на то, что в ходе саммита страны-члены ОДКБ защитят позицию Армении по Нагарному Карабаху. Однако, ряд экспертов говорят, что, наоборот, оккупация Арменией азербайджанских земель вредит имиджу ОДКБ. Кроме того, в ОДКБ неоднократно заявляли о невозможности вмешательства в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также о том, что в случае возобновления военных действий ОДКБ не станет оказывать давление на Баку, так как Нагорный Карабах - территория Азербайджана.
Любопытно, как на фоне этой неразберихи будет выглядеть участие Казахстана. Астана обещает всему миру «разрулить» карабахский конфликт в качестве посредника в рамках председательства в ОБСЕ. Участие Назарбаева на этом саммите можно рассмотреть как демарш в отношении Баку. Казахстан, претендуя на статус беспристрастного посредника, не должен акцентировать внимание на своем союзничестве с Арменией в рамках ОДКБ, куда Азербайджан не входит.
В 2008 году, ссылаясь на союзничество с Арменией по линии ОДКБ, Казахстан воздержался от поддержки инициированного Баку проекта резолюции Генассамблеи ООН «О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана». Сегодня Назарбаев мог бы воздержаться от участия на неформальном саммите ОДКБ в Армении, ссылаясь на свой статус посредника в разрешении карабахской проблемы. Астана предает интересы Баку, невзирая на свои обязательства и по партнерству в ОИК, и по заявленному союзничеству в рамках пантюркистской структуры «Совета тюркоязычных государств».
Несмотря на все это, присутствие Назарбаева на саммите в Армении нельзя воспринимать как показатель его приверженности «принципу солидарности» в ОДКБ. Иначе, он поддержал бы армянскую позицию по Карабаху, защитив тем самым «честь и достоинство» союзника по ОДКБ. Однако такое вряд ли возможно.
Посреднические «усилия» Казахстана по разрешению карабахской проблемы ни что иное, как чистейшей воды фикция. Об этом свидетельствует безрезультатность казахстанского председательства в ОБСЕ, которое не смогло сделать практически ничего, что способствовало бы урегулированию проблемы Карабаха. Неудавшийся раунд «алматинских переговоров» по данной проблеме (июль 2010г.) на уровне глав МИД Азербайджана и Армении аннулировал итоги потуг Астаны. Несмотря на все старания организаторов встречи, не удалось скрасить провал переговоров даже принятием совместного заявления в формате 3+2 (страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ и стороны конфликта).
Все вышесказанное лишь подтверждает тот факт, что ОДКБ разъедается изнутри взаимным недоверием, распрями, отсутствием четко сформулированной концепции «внешнего противника», дееспособных механизмов внутренней координации, согласования позиций между странами-членами. Одним словом ОДКБ – это есть ни что иное как аморфная, беззубо-безликая структура.
Вот уже 18 лет эта Организация обсуждает проблемы безопасности «в зоне своей ответственности», но все без толку. Проблем становится все больше, а их острота усиливается. Организация не успевает ни реагировать на них, ни предупредить. Она лишь выходит с запоздалыми и бесполезными заявлениями, дабы напомнить о своем существовании. Никто не спрашивает, кому и для чего вообще нужна эта Организация с армией бестолковых чиновников?
Последним доказательством абсолютной несостоятельности и никчемности ОДКБ стала ее вялая реакция на кровавые события в Киргизии в июне текущего года. В разгар масштабной этнической резни на территории одной из стран-участниц, Организация, как и большинство ее участников, решила «отсидеться в кустах». На отчаянные просьбы о помощи киргизского руководства, полностью потерявшего контроль над страной, Россия, председательствующая в ОДКБ, и генсек организации Н.Бордюжа ответили: «события в Киргизии – это ее внутренние дела и страна должна сама справляться со своими проблемами». Но как ни странно, на неформальном саммите в Ереване будут обсуждены вопросы участия ОДКБ в кризисах, наподобие киргизского. То есть получается, вмешательство во внутренние дела государств-членов?
Невозможно также понять алогичные заявления Н.Бордюжи по событиям на юге КР. Намекая на то, что конфликт устроили внешние силы, он заявил, «это была хорошо спланированная атака, целью которой было отколоть от Кыргызской Республики юг и создать там вполне определенное государственное образование наподобие халифата». По его словам, ситуация была аналогичной той, которая была во время баткенских событий в 1999г. В таком случае налицо факт внешней агрессии и ОДКБ могла бы задействовать свои вооруженные силы. Тем более, что киргизские власти официально просили об этом. Однако, ни во время баткенских событий, ни в ходе недавних кровавых событий в Оше и Джалал-Абаде ОДКБ не оказала никакую помощь Киргизии.
Через несколько дней после начала конфликта на юге КР Секретари Советов безопасности стран ОДКБ собрались в Москве и приняли решение оказать военно-техническую и материальную помощь Киргизии. Были обещаны экстренные поставки вертолетов, тяжелой бронетехники, стрелкового оружия и спецсредств для подавления беспорядков.
Но до сегодняшнего Киргизии не передано ничего из обещанного, даже ни одного патрона! Практически ничтожные результаты «коллективных усилий» организации с громким названием ОДКБ напоминают пословицу о горе, родившей мышь. Как писал римский поэт Гораций, Partimunt montes, nascetur ridiculus nuis, — «Пышутся горы родить, а родится смешной мышонок».
Недавно президент Р.Отунбаева заявила: «Кыргызстан, к сожалению, до сих пор не получил обещанную техническую помощь со стороны ОДКБ. Если не сейчас, то когда это все будет?». Ответ России устами заместителя главы МИД РФ Г.Карасина звучит просто издевательски: «ситуация в Киргизии будет детально обсуждена президентами в августе на саммите ОДКБ в Армении. По линии ОДКБ будет предоставлена помощь по укреплению безопасности в Киргизии… Медлить нельзя, ситуация может быстро изменится». Спрашивается, куда уж медленнее?!
Удивляют также попытки Н.Бордюжи выдать гуманитарную помощь, оказанную Киргизии по двусторонней линии, за «общие усилия стран-участниц ОДКБ». Он сообщает, что Казахстан поставил в Киргизию дизтопливо, Таджикистан - вещевое имущество и продукты питания, а Узбекистан - медикаменты и т.д. Возникает вопрос, с чьего позволения Н.Бордюжа выступает от имени других? Все указанное - это двустороннее содействие, а не по линии ОДКБ.
То, что ОДКБ не оказала и, по всей вероятности, не собирается оказывать помощь Киргизии это факт. Но как можно понять попытки генсека Н.Бордюжи препятствовать другим организациям делать это? Как сообщали российские СМИ, Н.Бордюжа пытался оказать давление на Бишкек, чтобы киргизские власти отказались от идеи приглашения полицейских ОБСЕ на юг страны. Чтобы перехватить инициативу и вытеснить полицейские силы ОБСЕ в КР, Н.Бордюжа заявляет о решении ОДКБ направить туда «советников из правоохранительных структур государств Организации для помощи киргизским правоохранительным органам в расследовании обстоятельств недавних беспорядков». По его словам, формирование группы советников (50 человек), которая также «призвана оказывать содействие в предотвращении возможных массовых беспорядков», уже практически завершено.
Подобные действия ОДКБ и ее бессменного генсека свидетельствуют только об одном - ОДКБ как была, так и остается военно-политическим инструментом в руках России исключительно для решения ее геополитических задач.
Россия не захотела тушить «пожар этнической резни» в Киргизии, но не забыла о безопасности своих стратегических объектов в Киргизии, направив для их охраны батальон десантников. Когда все говорили о стабилизации ситуации в КР, Россию больше волновал вопрос об открытии новой военной базы на юге этой страны. Все мировое сообщество требовало провести независимое международное расследование событий в КР, а Россия хранила гробовое молчание. Теперь «руками» ОДКБ пытается препятствовать введению полицейских сил ОБСЕ и проведению международного расследования.
Ясно одно. Пока ОДКБ будет подчинена только России и обслуживать исключительно ее интересы, никакого многостороннего сотрудничества в ее рамках не будет. Все ее встречи закончатся пустой демагогией о солидарности в рамках Организации, а серьезные решения принимаются на двусторонней основе, в обход бюрократических механизмов ОДКБ.