Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путинские веб-камеры показывают, как вертикаль власти отбивает у местных чиновников всякое желание действовать

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВладимир Путин общается с погорельцами в Воронеже
Владимир Путин общается с погорельцами в Воронеже
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в июле российский премьер-министр Владимир Путин встречал с жителями сожженной деревни, он пообещал восстановить их дома до зимы. Чтобы лично удостовериться в этом, он приказал установить на стройплощадках круглосуточное видеонаблюдение и установить мониторы у него дома и в рабочем кабинете.

Когда в июле российский премьер-министр Владимир Путин встречал с жителями сожженной деревни, он пообещал восстановить их дома до зимы. Чтобы лично удостовериться в этом, он приказал установить на стройплощадках круглосуточное видеонаблюдение и установить мониторы у него дома и в рабочем кабинете.

По словам аналитика Московского центра Карнеги Николая Петрова, такая дотошность еще раз громко напоминает о вертикали власти, выстроенной Путиным с момента прихода к власти в 1999 году, а также о накладываемых ей ограничениях.

Петров говорит, что во время недавних пожаров, которые, в итоге, уничтожили 930 364 гектара лесов, деревень и даже одну базу ВМФ, федеральные чиновники в Москве оказались не в состоянии действовать, а их подчиненные на местах не очень-то захотели принимать управление на себя.

«Система организована по принципу пирамиды, — сказал он. — Все решения принимаются в самой верхушке, оттуда же поступают все команды. Так что все ждали приказов от премьер-министра».

Прежде чем уступить кабинет Дмитрию Медведеву и занять пост премьер-министра в 2008 году, все восемь лет своего президентства Путин посвятил систематической централизации власти, ослаблению региональных лидеров и миллиардеров, которые отстаивали свою независимость с момента краха Советского Союза. Стремясь отгородиться от вины за пожары, Путин и Медведев могут продолжить наращивать давление.

«Они не могут просто так признать свою некомпетентность, — говорит московский независимый политолог Дмитрий Орешкин. — Вот они и говорят, что компетентны, но не имеют достаточной власти, а поэтому им придется закрутить гайки».

Путин, которому сейчас 57 лет, и все предыдущие кризисы использовал для того, чтобы сконцентрировать в своих руках еще больше власти. После случившейся в 2004 году трагедии в Беслане, когда чеченские террористы захватили заложников в здании школы и  в результате штурма, предпринятого российскими силами безопасности, погибло 335 человек, Путин отменил выборы губернаторов и вложил полномочия назначать их в руки президента.

«Чтоб не отыскать»


Вслед за пожарами, унесшими жизни 54 человек и оставившими без крова еще 3300, Путин и Медведев уже уволили ряд чиновников и заявили, что рассмотрят успехи всех остальных. Медведев, которому 44 года, уволил 4 августа пятерых высокопоставленных сотрудников ВМФ после того, как пожары разрушили склад снабжения неподалеку от Москвы. Согласно комментариям на сайте Кремля, на заседании Совета Безопасности Медведев сказал, что во время пожара, который распространялся достаточно спокойными темпам, руководство базы «неизвестно где находилось».

Согласно обвинителям, флот не устроил вокруг базы необходимый 50-метровый противопожарный разрыв и позволил траве в этом периметре расти по пояс.

По информации телеканала «Рен ТВ», руководство базы сказало в ответ, что собственная пожарная команда попала под сокращение в рамках модернизации вооруженных сил, а внешние пожарные станции на звонки не отвечали.

Тем временем, государственные средства массовой информации изобразили Путина как человека, который точно знает, что делать с пожарами. Репортажи показывали, как он разъезжает по всей стране, чтобы утешить пострадавших от пожара, встретиться с местным руководством и даже полетать вторым пилотом на самолете-амфибии.

«Беспомощный» Путин

По информации, размещенной на сайте премьер-министра, 30 июля Путин встретился с жителями деревни, разрушенной огнем в Выксунском районе Нижегородской области, и торжественно пообещал взять процесс восстановления под свой «личный контроль».

Критики, включая пятидесятилетнего Бориса Немцова, который является одним из создателей оппозиционного движения Солидарность», расценивают подобную деятельность, как демонстрацию того, как ослабло правительство при Путине.

«Когда Путин устанавливает веб-камеры в Выксунском районе, чтобы проверить, не воруют ли строительные материалы, он тем самым расписывается в собственной беспомощности, — сказал Немцов, вице-премьер при бывшем президенте Борисе Ельцине,  в интервью 11 августа. — Это называется ручной контроль. Такой большой страной невозможно управлять вручную».

 «Насущная необходимость» наказания

Дмитрий Зеленин, губернатор расположенной немного севернее Москвы Тверской области, защищал действия правительства во время пожаров и говорил, что наказывать чиновников в России — «насущная необходимость».

«Построить дома до зимы серьезная задача, и простого ответа здесь недостаточно, — сказал 47-летний Зеленин, избранный на пост губернатора в 2003 году и вновь назначенный на эту должность четыре года спустя. — Это не вопрос камер — это вопрос более пристального контроля. Чтобы сделать это, необходимо участие большого начальства».

Что касается экономической сферы, то здесь Путин увеличил государственный контроль над энергетическим и банковским секторами, а также над транспортной отраслью, тогда как страна, являющаяся крупнейшим мировым поставщиком нефти, изо всех сил пытается модернизировать свою экономику и снизить зависимость от энергетического экспорта.

По мнению главного стратега московской финансовой корпорации «УралСиб» Криса Вифера (Chris Weafer), в настоящее время Россия, пытающаяся преодолеть коммунистическое наследие, нуждается в централизованной власти.

«Федеральное правительство должно будет передать власть и ответственность региональным и местным органам власти, но страна пока совсем к этому не готова, — говорит он в электронном письме с ответами на вопросы редакции.  — Тем временем, из-за того, что местные органы власти заняли позицию «это не мое дело, звоните в Кремль» происходит все больше несчастных случаев и локальных кризисов».

«Абсурдные» инциденты

По словам Медведева, некоторые губернаторы жаловались ему, что когда они попытались воспользоваться указом президента, предписывающим солдатам оказывать помощь в борьбе с пожарами, то легче было дозвониться самому Медведеву, чем местным начальникам гарнизонов.

9 августа на встрече с руководством республики Мари Эл, где из-за пожаров было объявлено чрезвычайное положение, Медведев назвал такие случаи «абсурдом».

Судя по расшифровке стенограммы, опубликованной на сайте Кремля, на этой встрече налицо было, что правительствами всех трех уровней состязаются друг с другом.

Мэр города Килемары Николай Сорокин сказал Медведеву, что его населенный пункт не был подготовлен к кризису, потому что у него не было полномочий закупить противопожарное оборудование.

«Нам не разрешают тратить деньги на покупку тяжелой техники, — сказал он. — И если мы ее приобретем, то обвинители сразу скажут, что это неправильное использование государственных средств».

Руководитель региона Леонид Маркелов попытался его пресечь.

«Если мы дадим вам бюджетные полномочия, не будет вообще никаких денег, — сказал Маркелов. — У нас в регионе имеется достаточно полномочий, чтобы это уладить. Это не вопрос для президента России».

«Нет, это президентский вопрос», — ответил Медведев. Закончил он встречу тем, что поблагодарил присутствующих за «поддержку вертикали власти».