Абхазия – не марионетка Москвы. Доказательством тому является то, что Россия, несмотря на то, что она является гарантом безопасности Абхазии и обещала ей 15 миллиардов рублей на нужды развития, не сумела добиться решения проблемы россиян, проживавших здесь в советский период и лишившихся своего жилища во время войны или после неё. При пособничестве муниципальных и судебных властей, с использованием подложных документов и свидетельств их жилища были грубо заняты или экспроприированы.
Когда Россия признала независимость Абхазии, эти российские граждане приложили максимум усилий, чтобы их услышали. В министерство иностранных дел РФ подано около 120 подобных заявлений, однако желающих восстановить свои права гораздо больше.
В феврале российские власти поставили этот вопрос перед абхазской стороной. Люди, лишившиеся своих жилищ, уже подали в судебные инстанции иски за бездействие на министерство иностранных дел РФ и угрожают обратиться в Международный Суд по правам человека в Страсбурге. Опасаясь, что грузины могут использовать наличие «российского гражданства» для возвращения, абхазские должностные лица пытаются поставить России условия при обсуждении этой проблемы, а по сути дела, использовать право выборочного вето.
Если Абхазия согласится с российским подходом к проблеме, то у неё будут «весьма серьёзные проблемы с грузинскими беженцами, проживавшими в России после войны и получившими российское гражданство, а также серьёзные проблемы с теми, кто воевал с нами во время войны», считает глава правительства Сергей Шамба. «Возвращение грузинских беженцев в Абхазию неизбежно создаст новую конфликтную ситуацию, приведёт к новой войне», добавляет он. «Не позвольте, чтобы из нас снова сделали меньшинство», написал автор статьи, выступавший против работы российско-абхазской комиссии, опубликованной в газете «Нужная». До войны 1992-93 годов абхазы составляли меньшинство населения (17%).
«Есть границы, которые мы не можем переступить. Мы не можем приказать правительству Абхазии, чтобы оно приняло то или иное решение. Мы не можем бороться против коррупции в Абхазии», подчеркнул в начале августа российский посол в Сухуми Семён Григорьев. Дипломат пояснил, что захваты домов «не направлены против россиян, а являются результатом коррупции и затрагивают интересы самих местных жителей». Абхазские власти «легализовали» захваты и экспроприацию жилищ посредством постановления, разрешающего занимать недвижимость, если она брошена хозяевами десять лет назад.
Помимо военных расходов, Россия обещала абхазским властям около 15 миллиардов рублей. Как пояснил президент Багапш, эта сумма включает в себя 11 миллиардов на социальное развитие в течение трёх лет, два миллиарда на строительство железной дороги и 700 миллионов на развитие банковской системы. Поток российских туристов в это заповедное место тормозится ростом цен и сложностями при пересечении границы. Непросто добраться туда и из Сочи, где ведётся массовое строительство объектов для Зимних Олимпийских игр 2014 года, что вызывает нарушения дорожного движения. Абхазия не участвует в этих строительных работах. «Мы не хотим, чтобы из-за нас Запад подвергал критике Россию в связи с проведением Олимпиады», заявляет Багапш. «Как только мы начнём оказывать помощь в подготовке Олимпиады, Запад тут же забеспокоится, а Грузия начнёт лаять, поэтому мы держимся в стороне. Не хотим привлекать внимание», сказал он.