Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Мистраль» – фаворит тендера на поставку вертолетоносцев для ВМС России

© РИА Новости / Перейти в фотобанкФранцузский военный корабль-вертолетоносец класса "Мистраль" в Санкт-Петербурге
Французский военный корабль-вертолетоносец класса Мистраль в Санкт-Петербурге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В конце сентября будет объявлен открытый тендер на строительство вертолетоносцев для российских ВМС. Накануне Министерство обороны России отказалось от идеи покупки вертолетоносцев «Мистраль» у Франции на безальтернативной основе.

В конце сентября будет объявлен открытый тендер на строительство вертолетоносцев для российских ВМС. Накануне Министерство обороны России отказалось от идеи покупки вертолетоносцев «Мистраль» у Франции на безальтернативной основе.

Участие в тендере примут предприятия двух крупнейших российских военно-промышленных групп, а так же зарубежные конкуренты французских производителей.

По мнению российских экспертов, проект «Мистраль» остается фаворитом тендера на поставку вертолетоносцев для российского ВМФ. Они указывают на то, что проекты, конкурирующие с французской разработкой, содержат слишком много комплектующих американского производства, а это означает, что США в любой момент могут заблокировать исполнение многомиллионного контракта.

Как пишет газета «Коммерсантъ», от Объединенной судостроительной корпорации в тендере на поставку вертолетоносца намерены участвовать сразу три верфи: дальневосточный судостроительный завод «Звезда», «Адмиралтейские верфи» (Петербург) и калининградский «Янтарь». Причем, «Звезда» уже создала совместное предприятие с южнокорейским концерном Daewoo Marine Shipbuilding & Engineering, и на тендере предложит корейский вертолетоносец Dokdo.

Кроме того, конкуренцию «Мистралю» могут составить голландский проект Johan de Witt и испанский Juan Carlos. Пока речь о тендере не велась, предполагалось, что лицензионный «Мистраль» будут строить в Санкт-Петербурге на «Балтийском заводе», который принадлежит «Межпромбанку».
Поводные течения на пути «Мистраля»

«Тендер – это результат чудовищного давления, которое ощутило Минобороны со стороны представителей российского ВПК. В головах руководителей наших предприятий никак не укладывается, что такой гигантский заказ может уйти за рубеж», – говорит военный аналитик, заместитель главного редактора интернет-проекта «Ежедневный журнал» Александр Гольц.

«Скорее всего, объявление конкурса стало следствием лоббирования со стороны Объединенной  
судостроительной корпорации (ОСК)», – уточняет заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Впрочем, рассчитывать на 100-процентное размещение контракта российским производителям не приходится, так как готового проекта, подобного «Мистралю», у них в арсенале нет. Маловероятно и то, что Минобороны отдаст предпочтение другому кораблю, считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

«Корейский, голландский, испанский проекты содержат системы американского производства, и США могут либо заблокировать сделку, либо создать русским проблемы при эксплуатации этих кораблей. «Мистраль» не имеет ни одного американского узла, так что покупка этого корабля наиболее предпочтительна», – объясняет Константин Макиенко.

«Отношения России и США – слишком нестабильная вещь. Минобороны это хорошо известно. Поэтому вряд ли российская сторона будет связывать себя долгоиграющими контрактами с голландскими, испанскими или корейскими производителями», – подчеркивает Руслан Пухов.

Эксперт указывает на то, что есть масса примеров того, как в подобных случаях позиция США мешала исполнению многомиллионных контрактов. Например, в свое время США заблокировали поставку Францией в Ливию грузовиков «Рено» с американской трансмиссией. Французским поставщикам пришлось срочно пересматривать условия контракта, который в результате был исполнен с нулевой рентабельностью. В другом случае американцы наложили эмбарго на поставку вооружения в Венесуэлу испанскими компаниями, в результате чего целый ряд поставщиков понесли убытки.

«В Минобороны прекрасно понимают, что, покупая испанское, голландское, корейское вооружение, переговоры придется вести не только со странами-производителями, но и с США, – говорит Руслан Пухов. – И даже если соглашение будет достигнуто на уровне президентов двух стран, это не помешает Конгрессу заблокировать сделку».

Интрига тендера

Как полагают аналитики, главной интригой будущего тендера является выбор исполнителя российской части контракта. Стоимость готового корабля составляет 330-400 миллионов евро. По условиям сделки, при строительстве первого корабля локализация производства в России должна составить 30%, по второму кораблю – 60%, по следующим – 100%.

«Здесь сильными претендентами являются как "Балтийский завод", так и "Адмиралтейские верфи". До сих пор основным претендентом на исполнение контракта считался "Балтийский завод". Но ОСК очень активно включилась в борьбу за этот заказ. С учетом того, что «Балтийский завод» сейчас явно недозагружен, а "Адмиралтейские верфи", напротив, имеют портфель заказов до 2014 года на девять подводных лодок, строительство целесообразно передать на «Балтийский завод»», – считает Константин Макиенко.

Однако, генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Владимир Александров с ним не согласен. На пресс-конференции в минувшую пятницу он заявил, что мощностей у предприятия достаточно.

«Совсем недавно мы построили два супертанкера длиной 260 метров, а у проекта «Мистраль» длина составляет 200 метров и схожая энергическая установка. Поэтому я не вижу для нас проблем построить такие суда, если мы получим на это право», – сообщил Владимир Александров журналистам, уточнив, что на подготовку производства предприятию нужен один год, а само судно может быть построено за 38-42 месяцев.

Эксперты не исключают и то, что Минобороны использует тендер в качестве инструмента давления на французов, в переговорах с которыми основным спорным вопросом является не столько цена, сколько передача технологий и степень локализации производства в России.

«Торговаться всегда легче, если есть хотя бы видимость альтернативы», – резюмирует Александр Гольц.