СМИ Украины
Президент России Дмитрий Медведев поздравил президента Украины Виктора Януковича с Днем Независимости Украины. "Россию и Украину связывают многовековые традиции добрососедства, общие духовные корни, славные страницы совместной истории", - цитирует «Украiньска правда» Медведева, который также отметил в поздравлении "взаимный настрой на конструктивное решение всех без исключения вопросов на принципах равноправия и учета интересов друг друга".
"Перед нами - целый ряд амбициозных задач, в том числе по совершенствованию инвестиционного сотрудничества, приданию нового импульса гуманитарным контактам, дальнейшему укреплению приграничных и межрегиональных связей", - заявил российский президент. "Серьезную отдачу ожидаем от сложения потенциалов России и Украины в наукоемких отраслях и промышленной кооперации", - говорится в поздравлении. "Уверен, предстоящие осенью двусторонние мероприятия с нашим участием позволят еще более упрочить позитивную динамику российско-украинских отношений - на благо граждан наших стран, в интересах стабильности и безопасности на Европейском континенте", - заявил Медведев.
Кроме того, поздравление направил также премьер России Владимир Путин. "Россияне и украинцы объединены многовековыми узами дружбы, добрососедства и взаимовыручки, выдержавшими не одно суровое испытание. Искренне рады тому, что Украина встречает свой праздник в обстановке политической стабильности и экономического роста", - заявил он. "За последнее время сделано многое для восстановления и укрепления взаимовыгодного двустороннего партнерства", - отметил Путин. "Дальнейшее наращивание практического взаимодействия несомненно отвечает коренным интересам граждан России и Украины", - говорится в сообщении.
Примерно от 30% до 70% реструктурированных кредитов российских банков могут перейти в разряд проблемных. Об этом заявил глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян, пишет издание «Бизнес». «Создается впечатление, что системное решение вопроса проблемных активов сейчас отходит на второй план. Ведь банки провели работу по масштабной реструктуризации задолженности. Между тем, по разным оценкам, от 30% до 70% реструктурированных ссуд в конечном итоге в будущем станут проблемными», – пишет он в своем открытом письме, опубликованном во вторник на сайте «Российской Бизнес-газеты». Такая ситуация «может послужить причиной очередной дестабилизации финансовой системы страны», считает он.
Банкиры и аналитики, между тем, отмечают, что реально оценить объем реструктурированных в кризис кредитов очень тяжело. Нет единого понимания, какие именно кредиты считать таковыми. Если говорить лишь о пролонгированных займах или ссудах, по которым были изменены иные условия, то они могут составлять 5-15% от объема кредитного портфеля, считают аналитики и участники рынка. Руководитель одного из крупнейших в России банков считает, что большинство кредитов были не реструктурированы: они просто получили новые ссуды с другими условиями, за счет которых погасили старые займы. «Объем таких ссуд трудно оценить, но мне кажется, это может дойти и до 70% всего банковского кредитного портфеля», – говорит он.
Ряд крупнейших российских банков в первом квартале текущего года оценивало долю своих реструктурированных ссуд, которые могут стать дефолтными, в объеме не более 10% всей проведенной ими реструктуризации. В разгар кризиса отечественные власти задумывались над возможностью выкупа у банков «плохих» долгов. Однако эта идея была забыта, в том числе, потому, что нынешний уровень проблемных ссуд не угрожает стабильности российской банковской системы. Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле банков РФ по итогам первого полугодия 2010 года составила 5,4% против 5,5% по итогам пяти месяцев и 5,1% на начало текущего года, сообщал ЦБ РФ.
Объем просрочки на 1 июля составил 1,104 триллиона рублей против 1,109 триллиона рублей и 1,015 триллиона рублей. При этом показатель «кредиты и прочие ссуды – всего» увеличился за месяц на 2% – до 20,395 триллиона рублей, а с начала года – на 2,6% с 19,878 триллиона рублей.
СМИ Белоруссии
Обозреватель «Белорусского партизана» считает, что между Россией и Беларусью в скором будущем может разгореться новая нефтяная война. Российская сторона не хочет, чтобы Беларусь извлекла выгоду из беспошлинного импорта российской нефти даже после создания единого экономического пространства в 2012 г. По крайней мере, Минэкономразвития РФ считает целесообразным направлять пошлины от экспорта нефтепродуктов, производимых на белорусских НПЗ из российской нефти, в российский бюджет. Не исключено, что такое предложение российской стороны приведет к новому конфликту между Россией и Беларусью. Речь сейчас идет не о миллионах долларов, как в середине 1990-х, а о миллиардах. Поэтому белорусская сторона была и остается резко против введения подобных ограничений.
Прошедший в Ереване саммит ОДКБ похоронил все надежды А.Лукашенко на возможные политические трофеи в период традиционного сезона охоты на российских лидеров, который он в предыдущие годы традиционно устраивал в феврале-марте и/или в августе в Сочи. Вместо сезона охоты Лукашенко получил сезон полного облома, - отмечает АФН. - Лукашенко заявил о готовности взять председательство в ОДКБ в декабре текущего года. Это обещание, безусловно, повеселило участников саммита и в первую очередь российскую сторону, ибо все знают цену обещаний белорусского правителя. А так в декабре, не говоря уже о необходимости решить до этого времени судьбу пристроенного в Беларуси Бакиева, а именно – выдать его властям Киргизии или как минимум попросить покинуть страну, Лукашенко устроит очередной торг: заявит, что белорусские эксперты «2 месяца работали и вычленили проблемы, их… около десятка», которые в связи с председательством «возникнут у Беларуси по линии с ЕС, США, СНГ», и готовы ли члены ОДКБ «взять эти проблемы, в том числе и на себя, и помочь их преодолеть». И вообще сошлется на изматывающую силы избирательную кампанию по своему переизбранию на 4-й срок, до окончания которой он физически не сможет уделять внимания проблемам ОДКБ. Короче, с председательством в ОДКБ также случился облом.
Экспорт нефтепродуктов из Беларуси продолжает катастрофически сокращаться, - сообщают «Белорусские новости». За полгода он упал на 40,6% — до 4 млн. 611,8 тыс. тонн. Причем — закон подлости: именно сейчас, когда Россия прижала условиями поставок нефти, на внешних рынках растет спрос на наши нефтепродукты. Более того, страны-импортеры специально создают более привлекательные условия! На днях Кабинет министров Молдовы по инициативе Минсельхоза страны внес поправки в положение о порядке транспортировки импортируемых нефтепродуктов. В соответствии с ними Беларусь получила возможность поставлять бензин в Молдову автомобильным транспортом через таможенный пункт Отачь — Могилев-Подольский. Теперь время доставки нефтепродуктов сократится с трех недель до двух-трех дней, а стоимость тонны топлива уменьшится на 100-150 долларов.
Предполагается, что это решение станет для Беларуси дополнительным стимулом увеличить поставки нефтепродуктов в Молдову. На долю Беларуси приходится 15% закупаемого Молдовой бензина и 28% — дизельного топлива. Вместе с тем, за шесть месяцев текущего года экспорт белорусских нефтепродуктов в Молдову сократился на 37,5% в объемном выражении. На экспорте нефтепродуктов не только в Молдову, но и другие страны сказываются невыгодные условия покупки нефти в России. Они уже привели к снижению импорта сырья (за шесть месяцев Беларусь сократила импорт нефти на 38,7%), а в итоге — и к падению объемов производства нефтепродуктов: бензина на 20%, дизтоплива на 26,1%. Поэтому сложно сказать, найдутся ли у белорусских НПЗ резервы для наращивания экспорта нефтепродуктов в Молдову. А тем временем спрос на белорусские нефтепродукты растет и в других странах (Латвии, Литве).
СМИ Латвии
О пакте Молотова-Риббентропа писалось и говорилось много, в особенности в 1989 году, когда в память о нем была организована грандиозная акция «Балтийский путь», а также в прошлом году, когда отмечалась круглая дата «Балтийского пути», пишет «Диена». Именно поэтому кажется необычным, что не все историки готовы говорить об этой теме. Два члена Комиссии историков при президенте государства вначале согласились на интервью, а потом отказались - один без пояснений, а другому кто-то рекомендовал не говорить в нынешнем году на эту тему, потому что может получиться слишком остро.
Неофициально прозвучало, что Латвия в надежде на визит президента Валдиса Затлерса в Москву на какое-то время может приглушить вопрос об оценке последствий пакта Молотова-Риббентропа и о признании факта оккупации. Канцелярия президента отрицает, что кому-либо из историков рекомендовано молчать об упомянутых «сложных вопросах», в том числе об оккупации Латвии. «Латвия – демократическое государство, и в нем приветствуется дискуссия и точки зрения по любым вопросам, и поэтому нет и не может быть никаких установок о нераспространении информации в публичном пространстве, которая могла бы вызвать негативную реакцию России», - подчеркнула пресс-секретарь президента Илзе Расса.
Работа по согласованию визита ведется, конкретные даты еще не известны. В ходе визита Затлерс планировал предложить создание совместной Латвийско-российской комиссии историков. Предпосылкой успешной работы такой комиссии является доступность архивов обеих стран. Однако недавно пресс-секретарь МИДа России Андрей Нестеренко весьма жестко указал, что Москва не собирается давать дополнительный доступ к российским архивам, который, по словам министра иностранных дел Латвии Айвиса Рониса был бы большим шагом в направлении признания Россией оккупации стран Балтии в 1940 году. «Для нас этот вопрос (оккупации) закрыт, и возвращаться к нему мы не намерены. Любые спекуляции официальной Риги на этот счет способны лишь привнести серьезный раздражитель в российско-латвийские отношения», - сказал Нестеренко.
Современная официальная российская концепция истории пакт Молотова-Риббентропа больше не осуждает, а обосновывает и даже оправдывает его, как защиту своих интересов в отношении территории и безопасности. Российские историки сравнивают заключение пакта Молотова-Рибентропа с подписанным в 1938 году Мюнхенским соглашением, когда Великобритания и Франция согласились на раздел Чехословакии. «Но здесь большая разница: если цель Мюнхенского соглашения заключалась в обеспечении мира в Европе, хотя и за счет принадлежавшей одному государству – Чехословакии – территории, то пакт Молотова-Риббентропа затронул существование сразу шести государств – Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии (Бессарабии) – и дал возможность для начала войны, а именно: агрессии Германии и СССР в Европе», - считает исследователь Музея оккупации Улдис Нейбургс.
Визит президента Валдиса Затлерса в Москву отложен до парламентских выборов, сообщило российское агентство Regnum со ссылкой на дипломатический источник в Москве. В политических кругах Латвии перенос даты визита связывают с желанием Москвы увидеть очертания будущего правительства Латвии и то, кому Затлерс поручит возглавить его, отмечает «Диенас бизнесс».
Во втором официальном приглашении дата визита не указана. Решение о сроке визита должна принять российская сторона, но Латвия хотела бы, чтобы он состоялся осенью этого года, сказал газете «Телеграф» министр иностранных дел Айвис Ронис.
«Москва хочет четко знать, каким будет политический расклад в Латвии после выборов, и как в этой ситуации поведет себя Затлерс. Например, если «Центр согласия» получит много голосов, а президент не назовет кандидатом в премьеры Яниса Урбановича, то это придаст переговорам совсем другой фон», - подчеркнул политолог Карлис Даукштс. Он не исключает, что если выбор президента окажется неприемлемым для Москвы, то визит может быть отложен на неопределенное время.
«Никто не хочет заключать соглашения, не зная, каким после выборов будет политический курс», - отметил политолог Виктор Макаров. По его мнению, состав коалиционных партий будет играть важную роль для международных отношений. «Не секрет, что «Центр согласия» и «За лучшую Латвию!» - за более тесные отношения с Россией, и об этом, конечно, известно также в Москве», - сказал эксперт.
Другая возможная причина переноса визита – нежелание Москвы подыгрывать в предвыборной кампании уходящему правительству.
Подготовка к визиту президента Латвии в Москву длится уже четыре года. Первое официальное приглашение в Ригу было направлено в 2007 году.
СМИ Армении
Армянские СМИ продолжают комментировать итоги визита в Армению президента России Дмитрия Медведева. Газета «Капитал» взяла интервью у одного из руководителей партии «Дашнакцутюн» Киро Манояна, который рассказал о своем видении армяно-российских отношений. По мнению Манояна, В тексте армяно-российского соглашения, по которому срок присутствия российских военных баз на территории Армении продлён на 49 лет, нет чего-либо вызывающего озабоченность. До тех пор, пока отношения России и Армении будут равноправно-партнёрскими, повода для беспокойства не будет. Маноян также отметил, что данное соглашение является частичным последствием неудавшихся армяно-турецких отношений. «Думаю, что если бы опыт урегулирования армяно-турецких отношений удался, то Армения была бы менее заинтересована в подписании данного соглашения», - сказал дашнак.
По его мнению, между подписанием армяно-российского соглашения и сведениями о продаже Россией Азербайджану систем ПРО С-300 нет прямой связи. Он считает, что посредством этих двух процессов Россия пытается укрепить свои позиции в регионе. Конечно, если Россия продаст Азербайджану систему С-300, этот шаг будет непонятен, так как Россия является стратегическим партнером Армении. «Эта сделка опасна настолько, что продажа этой системы может подтолкнуть Азербайджан перейти от угроз к авантюризму. Да, С-300 – это защитная система, однако ее продажа может внушить Азербайджану такую уверенность, что эта страна, считая себя полностью защищенной, может перейти к военным действиям. Думаю, эту обеспокоенность нужно афишировать. Для того, чтобы эта сделка не состоялась, России стоит показать жесты, которые говорят о разочарованности. Но даже в случае продажи, это не может стать основой для того, чтобы мы говорили, что принцип стратегического партнерства между Россией и Арменией поставлен под сомнение. Ведь это партнерство закреплено договорами», - сказал Маноян.
Армяно-российское соглашение о продлении сроков пребывания в Армении российской базы и расширения ее полномочий вызвало в Армении рассуждения о суверенитете и независимости. Говорят даже, что соглашение превратило Армению в абсолютного вассала России и одну из ее губерний, отмечает интернет-газета Lragir.am.По мнению автора, соглашение не принесло ничего нового России и никак не увеличило ее влияние на Армению. Не расширение полномочий базы определяет или предопределяет российское влияние. Просто Россия еще чуточку оформила свое влияние в Армении. Но де-факто оно существовало и без этого, причем де-факто было гораздо больше, чем ныне кажется де-юре. Ни для кого не секрет, что в делах безопасности Армения уповала на Россию. Не секрет, что при нынешнем своем положении Армения не в силах сама решать, что с ней будет, если к 2020 году срок пребывания российской военной базы завершится. Вся проблема в том, что Армения буквально «пропитана» Россией. Еще не известно, что хуже – пребывание российской базы в течение 49 или 109 лет с правом обеспечения безопасности страны или то, что вся энергетика Армении находится в руках России.
Вот уже более полутора десятка лет большая часть населения Армении живет за счет родственников, работающих в России. Так что, Армения «пропитана» Россией от быта до политики, и это не новость. Де-факто ничего не прибавилось, разве что де-юре, что не имеет большого значения. «Мир не перевернулся», просто стало очевидно, что он «перевернут». То есть, в глубинном смысле ситуация не изменилась, и пусть армянские и российские аналитики не пытаются утверждать, будто Россия отвоевывает позиции. Россия ничего не отвоевывает, ибо позиции и так ей принадлежали. Не стоит паниковать. В эти дни суверенитета у Армении убавилось не больше, чем за прошедшие годы. Бытовое и культурное, политико-экономическое, этно-психологическое влияние России на Армении возросло не больше, чем до этого.
Ему уже и расти некуда. Как бы мы ни пытались увидеть во всем происходящем стратегию и политику, это всего лишь ритуал, без которого визит российского президента показался бы несколько жалким. Армянские власти даже при большом желании не способны сказать России «нет». Поэтому Армении нужно просто осуществить серьезные внутренние реформы, либерализовать экономику и политику, открыть страну как для собственных граждан, так и мира. Физические границы в этом деле не играют роли. Уровень развития технологий и инфраструктур в современном мире предоставляют массу возможностей даже при закрытых физических границах. Армения не использовала даже половину своих возможностей для развития. Другое дело, что армянские власти предпочитают больше иметь дело с Россией и говорить «да» мировым центрам, чем думать о реформировании своей страны, что может стоить им власти. И в этом смысле очевидно, что русско-армянское соглашение лишь подчеркнуло главную задачу – реформы. Вот где нужно искать вопросы и ответы, считает Lragir.am.
«Не думаю, что Россия заинтересована в окончательном урегулировании нагорно-карабахского конфликта, вне зависимости от того, в пользу кого он будет решен. Сохранение нынешней ситуации – самый выгодный России вариант, когда можно поставлять оружие и той, и другой стороне», - заявил в интервью газете «Аравот» руководитель грузинского «Центра развития и сотрудничества» Ивлиан Хаиндрава. По его мнению, Россия попытается укротить Азербайджан и не способствовать созданию такой ситуации, при которой эта страна получила бы серьезные возможности достичь превосходства в случае военного столкновения с Арменией и Нагорным Карабахом.
СМИ Азербайджана
Открытие границы Турции с агрессорской Арменией во время военных учении НАТО не отвечает интересам не только Азербайджана, но и Турции, заявил заведующий общественно-политическим отделом Администрации президента Азербайджана Али Гасанов в среду журналистам, пишет газета Paralel.
В рамках военных учений НАТО с 11 по 17 сентября планируется временное открытие границ между Арменией и Турцией. Однако ранее глава МИД Турции Ахмет Давутоглу опроверг информацию об открытии границ во время военных учений.
«Это лишь развяжет руки оккупационному режиму и может привести к тому, что Армения продолжит занимать неконструктивную позицию на переговорах (по карабахскому урегулированию)», - сказал Гасанов. По словам Гасанова, данную позицию Азербайджан довел до сведения официальных лиц Турции.
Недавний визит президента России Дмитрия Медведева в Ереван и подписание в его рамках соглашения о продлении срока пребывания российской военной базы в Армении до 2044 года вызвало волну комментариев и аналитических выкладок как в странах Южного Кавказа, так и в самой России. Эксперты по-разному толкуют как сам факт пролонгации договора, так и высказывания российского лидера относительно целей и задач, стоящих перед Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Свое отношение к данной проблематике высказал в интервью 1news.az и глава российского Центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов, пишет газета « Азербайджанские известия».
«Я думаю, это событие еще раз подчеркнуло, что для России Армения остается важным стратегическим союзником на Южном Кавказе. Это соглашение надо рассматривать в контексте установления нового баланса в отношениях между Москвой, Ереваном и Баку. Поэтому окончательные итоги южнокавказской политики России на 2010 год можно будет подвести после визита Медведева в Баку. Тем более что идут разговоры о продаже Азербайджану зенитно-ракетных комплексов С-300, что является отражением новой диверсифицированной политики России по отношению к странам Южного Кавказа. Так что значение переговоров в Ереване можно будет установить лишь после встречи Дмитрия Медведева с Ильxaмом Aлиeвым», - сказал он.