Большие праздники стоит отмечать с размахом, выдумкой и символичным креативом.
Так, летом 1794-го жителям революционного Парижа преподнесли увлекательное аллегорическое действо: на специальном возвышении были торжественно сожжены картонные уродцы, олицетворявшие атеизм, анархию и прочие безобразия, после чего скрытый механизм вознес ввысь несгораемую статую Мудрости.
В девятнадцатую годовщину украинской независимости впору разводить костер из амбициозных идей, красивых лозунгов и рухнувших надежд. А посреди живописного пепелища будет возвышаться несгораемая статуя Разочарования, успешно пережившая Кравчука, Кучму, Ющенко и с насмешкой взирающая на Януковича.
Сегодня депрессивные настроения в обществе особенно сильны.
Сознательные украинцы расстроены из-за банкротства собственных идеологических рецептов и победы "донецких". Несознательные украинцы начинают понимать, что реставрация кучмизма не вернет мировую экономическую конъюнктуру времен позднего Кучмы.
Словом, грустно всем, а печаль располагает к размышлениям.
Приближающийся День Независимости - неплохой повод оглянуться назад, оценить наш девятнадцатилетний путь и сделать некоторые выводы.
Первое. Влияние политики на экономику не столь значительно, как нам хотелось бы.
По накалу политических страстей Украина даст фору многим странам Евразии. Но такие судьбоносные события, как провозглашение независимости или Майдан, не привели к желанному экономическому рывку. И дело не в порочности демократических принципов или самой идеи суверенитета, а в неадекватных ожиданиях, возлагаемых на политическую сферу.
Мы пытаемся забивать гвозди микроскопом, а, потерпев неудачу, готовы объявить несчастный прибор совершенно бесполезным и даже вредным изобретением.
Не стоит воспринимать политику как панацею, способную разрешить любые проблемы. Политика определяет многое, но далеко не все.
Огромное значение имеют интеллектуальные ресурсы, трудовая и управленческая культура, уровень самоорганизации общества, глобальная конъюнктура и другие составляющие, из которых складывается конкурентоспособность государства.
Попробуем подвести итог девятнадцати самостоятельных лет, вынеся за скобки бурную политическую жизнь.
К сожалению, Украине похвастаться нечем. Мы до сих пор живем по инерции, эксплуатируя индустриальный и культурный потенциал, доставшийся в наследство от СССР. Надолго его не хватит, а достойной замены пока что не предложено.
Появится ли новый задел, прежде чем будет исчерпан старый - вот ключевой вопрос, от которого зависит дальнейшая судьба независимой Украины.
Второе. На 19-м году независимости проблема раскола стоит как никогда остро.
Стало очевидно: граждан Украины разделяют не только язык, история и религия, но и геополитические предпочтения. Означает ли это, что консолидировать украинское общество в принципе нереально? Отнюдь! Но действительность вынуждает нас скорректировать идейные принципы объединения страны.
В украинских условиях невозможна национальная консолидация за счет противостояния с внешним врагом. В XIX веке этот путь прошли многие новообразованные государства, включая Италию (бей австрийцев!) и Германию (бей французов!), но для нашей страны он неприемлем.
Украина никогда не станет второй Россией, поднявшейся с колен, дабы мочить в сортире чеченцев, бить грузин и учить уму-разуму зарвавшуюся Америку. Из нас не выйдет вторая Эстония или Грузия, готовая слиться в едином порыве, чтобы дать отпор агрессивному русскому медведю.
При существующем раскладе - треть страны симпатизирует России, треть устремлена на Запад, а треть апатична - любого лидера, попытавшегося мобилизовать украинцев на борьбу с внешним противником, поддержит меньшинство населения. И не важно, кто будет предложен гражданам в качестве супостата - злобные москали или коварные натовцы.
Нашу страну нельзя объединить, превратив ее в осажденную крепость или военный лагерь. Хорошо это или плохо, но это так, и любые консолидирующие рецепты следует вырабатывать, исходя из этой аксиомы.
Третье. Ротация отечественных элит, на которую возлагались столь большие надежды, действительно идет, но, увы, не приводит к желаемому результату. Скорее наоборот.
Поневоле вспоминается легендарная старуха из Сиракуз, молившаяся за здоровье ненавистного тирана, ибо многолетний опыт научил ее, что каждый новый правитель оказывается еще хуже предыдущего.
Можно долго спорить о причинах этого явления, но факт остается фактом: в независимой Украине смена поколений обернулась деградацией государственного менеджмента.
Безусловно, советские номенклатурщики и красные директора вроде Кравчука, Масола или Кучмы были далеки от идеала. Однако их преемники - self-made men и self-made women разлива 1990-х годов - оказались еще невежественнее и эгоистичнее.
Что ждет нашу страну, когда у руля встанет третье поколение - самовлюбленные мажоры 2000-х? Вопрос риторический.
Реальность такова, что с каждым годом украинское общество может все меньше рассчитывать на добрую волю правящей верхушки и должно все больше опираться на собственные силы.
Деградация элит не позволяет нашим гражданам оставаться пассивными наблюдателями, уповающими на милостивого царя-батюшку.
Обществу придется осваивать новую роль - ответственного работодателя и контролера, уделяющего особое внимание кадровым вопросам. Иного выхода у нас просто нет.
Четвертое. Независимость - это не только желание, но и умение распоряжаться собственной судьбой.
Некомпетентность ведет к банкротству, а управление активами банкрота автоматически переходит к другим лицам. Реальный государственный суверенитет немыслим без экономической независимости, и сегодня Украине грозит внешнее управление под эгидой главного кредитора (МВФ) и монопольного поставщика энергоносителей (РФ).
Вряд ли стоит вешать всех собак на одиозного Януковича. Команда ВФЯ подписывает акты о капитуляции, но сама битва за экономическую независимость была проиграна намного раньше - когда совместными усилиями оранжевых и бело-голубых был упущен шанс на модернизацию украинской экономики.
И как ни парадоксально, знаковую роль в этом фиаско сыграл искренний патриот, всем сердцем любивший Украину и желавший ей процветания - Виктор Андреевич Ющенко.
Есть факторы критичные и некритичные для выживания государства. Чиновничий патриотизм желателен, но не обязателен. Искреннюю любовь к Отчизне может заменить добросовестность наемного менеджера, карьерные амбиции или банальный инстинкт самосохранения.
Зато отсутствие должных профессиональных качеств не компенсируешь никаким патриотическим пылом.
Главная проблема новой власти - не равнодушие к украинскому языку и не крамольные высказывания о Голодоморе, доводящие национал-патриотов до белого каления.
Основная беда Януковича и Ко - недостаток того самого профессионализма, о котором так любят вещать соратники президента.
Качественный состав правящей команды оставляет желать лучшего, и навязчивая мантра "Мы умеем работать!" не добавит регионалам реформаторских талантов. А стратегическая импотенция - куда большая угроза украинской независимости, чем русофильство Банковой...
Перечисленные выводы трудно назвать оптимистичными и обнадеживающими, но таковы наши реалии, с которыми нужно считаться. Конечно, верный диагноз еще не гарантирует выздоровления.
Но если мы не в состоянии уяснить природу нашей болезни, шансы на исцеление приближаются к нулю.