21 августа при содействии российского предприятия «Росатом» вступил в строй первый ядерный реактор в Иране… Кажется, так рапортовали в советские времена о начале эксплуатации особо важных объектов.
Накануне пуска мировые СМИ были полны спекуляций о том, что в последний момент Израиль нанесёт удар по реактору, но вопреки ожиданиям торжественный запуск ядерной машины состоялся по расписанию. Ни санкции ООН, ни давление США и европейских стран, ни угрозы Израиля не омрачили ирано-российский праздник. Израильтяне молча проглотили пилюлю, не отважившись атаковать объект ещё до того, как в него загрузили ядерное топливо. Теперь же, как говорят специалисты, момент уже упущен, поскольку бомбёжка «полного» реактора чревата радиоактивным заражением, превышающим по масштабам бедствия чернобыльскую катастрофу. Одним словом, открытие станции в Бушере практически лишило Израиль шанса остановить Иран на пути к атомной бомбе.
Вопрос в том – действительно ли Израиль намеревался осуществить столь рискованный план?
Как известно, строительство в Бушере шло под патронатом Москвы, соответственно Кремль считает иранский реактор своим детищем. Хотя исторически фундамент АЭС был заложен немецкими специалистами 36 лет назад ещё при шахе. После «исламской революции» в Иране правительство ФРГ заморозило проект, и стройка простояла законсервированной 25 лет, пока российские специалисты не возобновили строительство в 1999 году. На протяжении последних 10 лет стройка в Бушере шла ударными темпами.
Помимо того, что Россия обеспечила своих энергетиков долгосрочными заказами, Бушер позволил продемонстрировать миру возможности РФ в ядерной сфере.
Неслучайно, выступая на торжественной церемонии в честь запуска реактора, глава Росатома Сергей Кириенко назвал бушерский проект «уникальным». Готов ли был Израиль идти на прямой конфликт с Москвой? Ведь в такой ситуации любую атаку на реактор в кремлёвских коридорах восприняли бы как посягательство на интересы государства.
Теперь, когда запуск иранского атома можно считать свершившимся фактом, возникает ещё один, пожалуй, главный вопрос – какую опасность несёт Бушерская АЭС? Российские чиновники поспешили заверить международное сообщество, что повода для опасений нет – весь процесс находится под контролем представителей МАГАТЭ. Согласно договорённости с иранцами, Российская Федерация будет поставлять для станции ядерное топливо и попутно нести ответственность за его утилизацию.
Но в том-то и дело, что политика Ахмадинеджада (Mahmud Ahmadinedschad) непредсказуема. Практика показывает, что обмануть международных наблюдателей не так уж сложно. Сегодня у контролёров есть доступ на территорию Бушера, а завтра они могут наткнуться на железный замок. Да и российская сторона, так рьяно защищающая совместное детище, может в любой момент оказаться за бортом. Строительство в перспективе десяти обогатительных заводов для самостоятельного производства ядерного топлива – самое наглядное тому подтверждение.
Как ни странно, но администрация Барака Обамы (Baraсk Obama) с необычайной кротостью отреагировала на запуск первой иранской АЭС в Бушере. Невнятный лепет американского Госдепа о том, что иранский реактор якобы отвечает всем требованиям договора о нераспространении ядерного оружия, не мог не вызвать подозрение. Журналисты объясняют такое поведение наличием тайного соглашения между Белым домом и Кремлём. Иными словами, чтобы заручиться поддержкой Москвы на голосовании в СБ ООН по поводу ужесточения санкций в отношении Ирана, Вашингтон пообещал не препятствовать запуску АЭС. А дальше по цепочке американцы уговорили израильтян воздержаться от резких телодвижений.
Впрочем, уже сегодня Иран может праздновать победу. Запуск Бушерской АЭС, которой, по оценкам экспертов, понадобится ещё 12 месяцев, чтобы заработать на полную мощность, станет поводом для всплеска воинственного патриотизма. Исламисты по всему миру зашевелятся, опираясь на локоть без году ядерной державы.
***
Какие ещё «мирные открытия» совершил Иран
22 августа в День оборонной промышленности Иран продемонстрировал новый беспилотник «Каррар», что в переводе означает «атакующий».
Демонстрация нового бомбардировщика транслировалась в прямом эфире государственного иранского телевидения.
Представил изобретение иранских специалистов президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Во время церемонии он заявил: «Каррар – предупреждение недругам Ирана, но прежде всего такой самолёт свидетельствует о высоком потенциале Исламской Республики», – сообщает BBC.
Иранский лидер также назвал беспилотник «посланником смерти для врагов человечества», отметив, что всё же главной миссией именно этого летательного аппарата является «мир и дружба».
Военно-морские силы Ирана 8 августа 2010 года приняли на вооружение четыре новые подводные лодки класса Ghadir, сообщает Defense News. Таким образом, подводный флот кораблей такого типа увеличился до 11 единиц.
Подлодки Ghadir были созданы Ираном на основе северокорейских кораблей класса Yono. Ранее иранские военные заявляли, что такие подлодки предназначены для выполнения операций возле побережья, а также на мелководье, преимущественно в Персидском заливе.
Командующий Военно-морскими силами Корпуса стражей исламской революции контр-адмирал Али Фадави рассказал о новом чудо-оружии, разработанном иранскими инженерами. В интервью агентству Fars Фадави сказал: «Нами построено быстрейшее транспортное средство, и оно будет оснащено современными ракетными комплексами и торпедами».
Далее Фадави пояснил, что «средство» на самом деле не было построено в Иране, а куплено через подставных лиц в одном из европейских государств. Скутер, хвастается адмирал, принимал участие в международных гонках. Роль иранских инженеров свелась к тому, что скутер был модернизирован для установки на него ракет. По словам адмирала, ракетный скутер развивает скорость до 140 км/ч. Иран намерен начать массовое производство новинки в 2011 году.
В феврале 2010 года иранские СМИ объявили о состоявшемся испытании беспилотника с малой радиолокационной заметностью Sofreh Mahi. В начале февраля открылись заводы по производству ракет Qaem и Toofan-5. Первые предназначены для поражения вертолётов и низколетящих самолётов, а вторые, вооружённые двумя боеголовками, – для уничтожения бронетехники противника.
Иран провёл успешное испытание ракеты средней дальности «Шахаб-3», которая, по словам военных, способна преодолеть до 2 тыс. км. Это значит, что она может поражать военные базы США на Ближнем Востоке, а также объекты на территории Израиля. Как отмечают некоторые источники, в частности радио «Эхо Москвы», в зону поражения иранской ракеты попадает и юг России, например Сочи и Астрахань.
Кроме «Шахаба-3», Тегеран испытал ещё девять ракет различного радиуса действия класса «земля-земля» – в рамках учений под кодовым названием «Великий пророк-3», проводящихся морскими и воздушными ракетными подразделениями Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Зона поражения этих ракет – 170 и 400 км, передаёт Reuters. Также были испытаны ещё две ракеты более короткого радиуса действия, сообщает Би-Би-Си.
Исламская Республика Иран провела испытания новой ракеты класса «земля-земля», сообщило в минувшую пятницу иранское информационное агентство ИСНА со ссылкой на министра обороны и поддержки вооружённых сил Ирана генерала Ахмада Вахиди. «Благодаря усилиям специалистов аэрокосмической организации Министерства обороны Ирана были проведены успешные испытания ракеты „Киям-1“ („Восстание“)… (Она) является новым поколением ракет „земля-земля“ на жидком топливе, полностью сконструирована и собрана в Иране», – приводит агентство слова Вахиди.
При этом генерал отметил, что конструкция ракеты снижает возможность её обнаружения средствами противоракетной обороны.
Подготовил Павел Прошин