Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пустота в сердце Азии

Мир почти не обратил внимания на погромы в Киргизии, однако последствия хаоса в этом недееспособном государстве будут сказываться и за его пределами.

© коллаж ИноСМИОБСЕ берётся совладать с ситуацией в Киргизией
ОБСЕ берётся совладать с ситуацией в Киргизией
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Там, где когда-то была Киргизия, на карте Средней Азии теперь зияет дыра. Страна, которую некогда считали форпостом относительной терпимости и демократии в регионе, управляемом нелепыми авторитарными режимами, сейчас расколота. Фактически, она превратилась в недееспособное государство. Если международное сообщество быстро и решительно не отреагирует на воцарившийся в Киргизии политический хаос, последствия будут катастрофическими.

Там, где когда-то была Киргизия, на карте Средней Азии теперь зияет дыра. Страна, которую некогда считали форпостом относительной терпимости и демократии в регионе, управляемом нелепыми авторитарными режимами, сейчас расколота. Фактически, она превратилась в недееспособное государство. Если международное сообщество быстро и решительно не отреагирует на воцарившийся в Киргизии политический хаос, последствия будут катастрофическими.

В апреле президент Курманбек Бакиев, годы правления которого были отмечены некомпетентностью и коррупцией, был свергнут временным правительством. Оно, однако, не смогло взять под контроль всю территорию страны. В июне на юге Киргизии произошла вспышка насилия, погромов и мародерства. В результате погибли сотни человек, и углубился разрыв между этническими киргизами и живущими в стране этническими узбеками.

В процессе правительство утратило остатки контроля над южными областями. Безжалостный и решительный националист Мелис Мирзахматов, мэр крупнейшего на юге города Ош, по итогам кровопролития нарастил политическую мощь и занял еще более экстремистские позиции. Сыграла ему на руку и постыдным образом провалившаяся попытка его сместить, предпринятая правительством на прошлой неделе. Президент Роза Отунбаева приказала ему уйти в отставку, но он отказался и заявил ликующим толпам в Оше, что у правительства нет власти над югом. Он даже пообещал перенести в Ош столицу страны.

Колеблющаяся между осрамившимся временным правительством и взбунтовавшимся мэром южная Киргизия представляет собой серьезную угрозу безопасности, масштаб которой не ограничивается регионом. Если юг останется неподконтрольным центру, наркоторговля, которая и без того остается важным фактором в регионе, может дополнительно увеличить свое могущество. Между тем, по оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности, каждый год через страны Средней Азии в Россию и Европу провозятся ежегодно 95 тонн героина. Ош называется в этих отчетах «региональным центром наркотрафика».
 
На юге Киргизии также появились исламистские повстанческие организации. Дело не только в том, что политический вакуум дает им возможность вербовать новобранцев. Июньские погромы увеличили разрыв между этническими киргизами и узбеками, и если регион продолжит соскальзывать в ультранационализм, нового взрыва будет не избежать. Однако в следующий раз пострадавшая сторона может обратиться за помощью к исламским радикалам.

Дорога обратно к стабильности будет долгой и трудной, не в последнюю очередь по тому, что в очаг конфликта не были введены не только соответствующие силы безопасности, но даже наблюдатели. Киргизия нуждается в расследовании погромов при международной поддержке; в максимально заметном международном присутствии, чтобы избежать повторения случившегося; и в тщательной координации усилий по восстановлению.

Перспективы не внушают оптимизма. Даже вполне символическое присутствие в стране с запозданием направленной Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе группы из 52 безоружных советников по поддержанию порядка приводит киргизских националистов в ярость, которой, к сожалению, не готовы идти наперекор ни центральное правительство, ни сама ОБСЕ.

В тех случаях, когда государство не может или не хочет стабилизировать ситуацию, международное сообщество должно брать на себя более активную роль. В частности, необходимо поддержать расследование июньских событий. В нем должны участвовать фигуры, обладающие соответствующим опытом – такие как верховный комиссар ООН по правам человека и верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Следует дать понять киргизскому правительству, что такое расследование будет условием дальнейшей помощи.

Внешний мир также должен выработать единую стратегию по восстановлению юга страны. Она должна включать в себя тщательный мониторинг ситуации на местах, который позволит гарантировать, что средства не утекут к крайним националистам или коррумпированным чиновникам. В особенности донорам следует следить за тем, чтобы средства не уходили властям Оша – по крайней мере, до тех пор, пока они ведут политику этнической исключительности и отказываются подчиняться центральному правительству.

К сожалению, может оказаться, что попытки спасти расколотую страну от распада уже запоздали. Совету безопасности ООН – особенно США и России – необходимо активно заняться анализом ситуации и составлением планов, чтобы международное сообщество могло вовремя и эффективно отреагировать на возможные в будущем вспышки насилия и кризисы, связанные с беженцами.

Возможно, ждать подобных шагов от международного сообщества на фоне явно продемонстрированного им нежелания связываться с Киргизией (оно старалось остаться в стороне, даже когда в июне в стране шли погромы) излишне оптимистично. Однако единственная альтернатива этому – стоять и спокойно смотреть, как гибнет целая страна.