Россия не считает верным решение суда ООН по Косову, но поддерживает Южную Осетию и Абхазию, действующих по "косовскому сценарию". Единого мнения о ситуации в этих регионах в мире нет.
"Декларация от 17 февраля 2008 года о провозглашении независимости Косова не противоречит нормам международного права", - такое консультативное заключение принял 22 июля 2010 года Международный суд ООН. С декабря 2009 года он разбирал запрос Сербии, может ли часть территории международно-признанного государства провозгласить независимость без согласия центральной власти?
Напомним подоплеку вопроса: чтобы прекратить этнические чистки косовских албанцев, проводившиеся сербами, НАТО в марте 1999 года начал бомбардировки стратегических объектов Сербии. Они были прекращены после того, как в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН косоварам была обещана автономия под управлением администрации ООН и международных сил КФОР.
Независимость Косово - вопрос спорный
17 февраля 2008 года Косово провозгласил независимость от Сербии. По мнению профессора-правоведа Даниэля-Эразмуса Хана (Daniel-Erasmus Khan) из университета бундесвера в Мюнхене, это создало сложную юридическую проблему, поскольку в оценке сложившейся ситуации столкнулись два принципа: право нации на самоопределение и принцип целостности территории международно признанного государства.
Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) приветствовал консультативное заключение Международного суда ООН, поскольку оно подтвердило позицию ФРГ, давно заявившей, что считает независимость Косова юридически обоснованной и соответствующей нормам международного права.
Россия занимает прямо противоположную позицию и продолжает считать Косово частью Сербии. Замминистра иностранных дел России Александр Яковенко, по сообщению "Интерфакса", подчеркнул, что суд ООН дал правовую оценку только самой Декларации независимости Косово, но "не рассматривал вопрос о праве косовских албанцев на самоопределение и отделение от Сербии в одностороннем порядке". По словам Яковенко, Международный суд не дал и ответа "относительно последствий принятия Декларации и правомерности признания края рядом стран". Не говорится там и о том, является ли Косово государством, заметил замглавы российского МИДа.
Из Косова на Кавказ
Кристиан Томушат (Christian Tomuschat), профессор берлинского Университета имени Гумбольдта предполагает, однако, что решение суда может оказать влияние на Россию и она изменит свое отношение к Косову, поскольку ее отношение к Южной Осетии и Абхазии никак не соответствует ее позиции по косовской проблеме.
По мнению Гидо Вестервелле, правда, ситуация в Косово уникальна и сравнивать ее ни с каким другим регионом нельзя. Так не считают, однако, страны, страдающие от давних вооруженных этнических конфликтов, например Испания, Греция, Кипр. Они, как и большинство стран, входящих в ООН, независимость Косово не признали.
И резолюция Европарламента, призывающая все государства ЕС признать независимость Косово, была принята лишь незначительным большинством голосов. Как заметил один из евродепутатов, именно самопровозглашение суверенитета Косово стало тем роковым прецедентом, которому "решили подражать Южная Осетия и Абхазия, что и привело к столкновению Грузии и России".
С этим категорически не согласен глава МИД России Сергей Лавров, подчеркнувший, что в 2008 году Россия воевала с Грузией не для предоставления независимости Южной Осетии и Абхазии, а с целью спасти людей.
Немецкий эксперт по международному праву Даниэль-Эразмус Хан, однако, убежден, что в данном случае действия Москвы были обусловлены политическими соображениями, сработал принцип "хочу, чтобы Абхазия и Южная Осетия были независимыми государствам".
Предсказывать, как будут развиваться дальнейшие события в Косово и на Кавказе, трудно. Профессор Хан считает возможными самые разные сценарии, но предполагает, что сложится ситуация, сходная с той, что мы видим вокруг Тайваня или северной части Кипра. "Статус де-факто - далеко не самый плохой выход из сложившейся ситуации", - подчеркнул профессор Хан. Для Европы главное, по его мнению, сохранять нейтральную позицию.