Задача была поставлена четко и авторитетно непосредственно с благословения Себастьяно Кабото. <<Вы должны использовать все способы, чтобы найти морской путь из России в Китай>>, - приказал седой венецианский моряк, находящийся в то время на службе английской компании в Московии. Сэр Хью Уиллоби под звуки фанфар отплыл из Дептфорда летом 1553 года, попросив помощи у ветра и у Бога, чтобы с их помощью добраться до Северо-Восточного прохода в Китай, не огибая Африку.
Его задача оказалась невыполнимой. Спустя несколько месяцев моряк погиб в условиях жуткого мороза после шторма в лапландских водах.
Потребовались еще 326 лет, чтобы продемонстрировать, что путь через арктические воды существует и по нему можно пройти.
Это не исключает того, что человек, который осуществил это предприятие в 1879 году, швед Эрик Нильс Норденшельд, привыкший к любым испытаниям, с трудом поверил бы своим глазам, если бы сегодня он оказался на пути, соединяющем северную Европу с Тихим океаном. Этот путь длиной в 7 тысяч миль пересекает замерзшее море и проходит вдоль побережья Сибири до Берингова пролива, носящего имя другого несчастливого путешественника, обрусевшего датчанина Витуса Беринга, который прошел по нему в 1728 году. Возможно, Норденшельд был бы обескуражен громадными размерами и шумом, производимым гигантским нефтеналивным танкером <<Балтика>> (Scf Baltica), который 14 августа покинул портовый город Мурманск на Кольском полуострове, чтобы в начале сентября доставить свой груз в Нинбо в Чжэцзяне. Он был бы поражен этим чудовищем длиной в 249 метров и силой, с которой разрезаются необозримые льды, веками считавшиеся непроходимыми.
Впервые грузовой транспорт подобных размеров (а они превышают размеры двух футбольных полей, вместе взятых) направляется к Северо-Восточному проходу. Воспользовавшись постепенным сокращением полярных льдов, обусловленным климатическими изменениями, в прошлом году два грузовых корабля немецкой компании Белуга прошли этим путем в обратном направлении, отправившись из Владивостока. Но это предприятие меркнет перед русским супертанкером, льды перед которым разрезают два атомных ледокола. Он осуществляет скорее политическую, чем коммерческую миссию. Он должен продемонстрировать, что мечта Кабото и сотни других моряков стала реальностью, и дать толчок к осуществлению российского превосходства в Арктике. Перед <<Балтикой>> поставлены научные задачи, это генеральная репетиция для более амбициозных проектов. Москва объявила, что танкер водоизмещением в 114 тысяч тонн прошел 2500 км за 11 дней, то есть вдвое быстрее запланированного времени. Совкомфлот сообщает, что уже составляется календарь путешествий на 2011 год.
Готовится длительное наступление. Сегодня мимо берегов Сибири перевозится по морю два миллиона тонн груза в год. Цель -- достигнуть 30 миллионов в год, бросив таким образом открытый вызов перевозкам грузов через Суэцкий канал.
Климат и длительность пути оказались на стороне русских. Северный путь короче на 5 тысяч километров, требует меньших временных, денежных и энергетических затрат. <<Мы изучаем возможность добиться регулярных энергетических поставок, - заявляет Совкомфлот, не отрицая, что эта операция влечет за собой немало риска. Перевозки можно осуществлять только в течение двух с половиной месяцев арктической навигации, когда температура воздуха становится более приемлемой. Кроме того, несмотря на то, что площадь арктических льдов сокращается, риск столкнуться с айсбергом остается. Опыт Титаника -- это кошмар, который по ночам преследует тех, кто мечтает завоевать великий Север.
Возможно, через несколько лет дела пойдут лучше. Секретарь ООН Пан Ги Мун оценил, что к 2037 году полярные льды могут остаться в области воспоминаний. Более оптимистичный, но не менее тревожный прогноз океанологов Льежского университета предсказывает исчезновение полярных льдов к 2050 году. Северо-Восточный проход превратится в автостраду, которую Москва надеется эксплуатировать с выгодой для себя, не забывая об использовании энергетических ресурсов, которыми богат арктический регион. Это старая идея: уже в 1932 году Кремль создал Главное управление Северного морского пути.
Известия о русских исследованиях Сибирского побережья восходят к XIX веку. Первый проект изучения Северо-Восточного прохода тоже принадлежит русским (1525 год). Потом пришли англичане и другие, пока Норденшельд не осуществил их мечту. Это были смельчаки, боровшиеся за честь проложить путь среди льдов, чтобы сделать мир более доступным, ради своей родины, прогресса и власти. С тех пор как Путин в 2007 году водрузил российский флаг на Северном полюсе, диалог с другими <<арктическими>> нациями -- США, Норвегией, Швецией и Канадой -- стал довольно напряженным. <<Всеми способами достигнуть Китая!>> - призывал Кабото. Пять столетий спустя все стремятся обладать Арктикой, ценным источником энергии.