Годами экологи, которые пытались остановить строительство автомагистрали, связывающей Москву и Санкт-Петербург, считая, что она уничтожит один из немногих оставшихся в окрестностях Москвы лесов – Химкинский, - рисковали попасть под арест, а то и быть избитыми либо милицией, либо хулиганами в штатском с закрытыми лицами.
Обычно в России подобные попытки в лучшем случае приводят в камеру, а иногда и к чему-нибудь похуже. Однако на сей раз защитники Химкинского леса одержали неожиданную победу: в четверг на общественное возмущение среагировал президент Дмитрий Медведев, приостановив строительство дороги. «С учетом такого количества обращений я принял решение, - заявил г-н Медведев в своем видеоблоге. - Я поручаю правительству приостановить реализацию постановления о строительстве соответствующей автодороги и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения».
«Они уже велись, но с учетом того, что есть повышенный резонанс, я не вижу ничего страшного, чтобы вернуться к обсуждениям и еще раз их провести», - добавил он.
Для экологов и их сторонников этот триумф случился очень вовремя. Рабочие этим летом уже начали вырубку некоторых участков леса и планируют завершить ее в октябре.
«Мы буквально ошеломлены. Это было совершенно неожиданно, - утверждает член, возглавляющего борьбу с автотрассой экологического движения Сергей Агеев. – Гражданское общество одержало просто ошеломляющую победу».
Речь не идет о безусловной остановке строительства, однако на фоне силовой тактики, которая использовалась раньше, оно выглядит неожиданным. Этим летом на акциях протеста в лесу на экологов нападали банды людей в масках. Нескольких активистов били, многих задерживала милиция.
Журналист Михаил Бекетов, открытый противник автомагистрали, был жестоко избит неизвестными в ноябре 2008 года и получил серьезные повреждения мозга.
На кону стоит судьба 2500 акров дубового леса, расположенного к северу от Москвы в городе Химки. Действующий премьер-министр Владимир Путин, политический наставник г-на Медведева, подписал указ о строительстве через лес новой автотрассы, еще когда был президентом.
Высокопоставленные чиновники в федеральном правительстве и могущественный подмосковный губернатор поддержали эту идею как самый простой и эффективный способ укрепить транспортные связи между Москвой и Санкт-Петербургом, двумя крупнейшими городами в России.
С тем, что это необходимо сделать, мало кто спорит. Сейчас, чтобы проехать из города в город на машине, необходимо преодолеть 430 миль по опасной ухабистой дороге, заполненной агрессивными дальнобойщиками и алчными автоинспекторами. Путь может занять больше 10 часов.
Экологи призывают строить новую магистраль рядом с существующей дорогой, которая пролегает через промзону. Если провести трассу через лес, говорят они, нарушится экологический баланс Москвы, зависящий от постоянно сокращающегося зеленого пояса вокруг нее, который помогает очищать воздух от загрязнения.
«Лес – это наш воздух, - заявила лидер протестного движения Евгения Чирикова на недавней демонстрации. – Если трасса пройдет через Химкинский лес, в этом защитном кольце появится дыра».
Установившиеся этим летом 100-градусные температуры в сочетании с масштабными пожарами, окутавшими Москву и ее окрестности ядовитым дымом, по-видимому, убедили власть внимательнее присмотреться к аргументам экологов, особенно после того, как призывы к спасению леса нашли отклик у многих людей, живущих как в Москве, так и за ее пределами.
На прошлых выходных на акцию протеста против строительства дороги, проходившую в центре Москвы, собрались более 2000 человек. По местным меркам это необычайно много. В прошлом месяце сотни человек, вооруженных камнями и дымовыми шашками, ответили на нападения на защищающих лес экологов, разгромив здание администрации Химок.
Возможно, экологам в определенной степени также помог Боно, лидер группы U2, дававший во вторник концерт в Москве. Как сообщает информационное агентство «Интерфакс», после встречи с г-ном Медведевым музыкант предложил защитникам Химкинского леса свою поддержку.