Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От союза к союзу, или От зависимости к Зависимости

© РИА НовостиМолдавия
Молдавия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Удивительная штука получается. В канун 19-летия провозглашения независимости Республики Молдова бывшие идеологи советского строя, секретари партийных организаций советского образца, перекрасившиеся срочно в ярых защитников демократических ценностей, громче всех на всех углах кричат о присоединении Молдавии к Румынии и о вхождении страны в североатлантический блок НАТО, Кишинев испещрен плакатами "Бессарабия — румынская земля", а во главе государства — истинный румын образца девяностых.

Удивительная штука получается. В канун 19-летия провозглашения независимости Республики Молдова бывшие идеологи советского строя, секретари партийных организаций советского образца, перекрасившиеся срочно в ярых защитников демократических ценностей, как, например, госпожа Виталия Павличенко, громче всех на всех углах кричат о присоединении Молдавии к Румынии и о вхождении страны в североатлантический блок НАТО, Кишинев испещрен плакатами "Бессарабия — румынская земля", а во главе государства — истинный румын образца девяностых. Что ж, нам не привыкать к тому, что стало нормой нашей повседневной жизни за два десятилетия независимости, —к политическому хамелеонству. Но есть и люди, которые в девяностые годы "строили" цветочные мосты через братскую реку Прут, всегда выступали и выступают за построение настоящего независимого, демократического и нейтрального молдавского государства. Радует и обнадеживает, что таких людей большинство!

Девятнадцать лет назад, в августе 1991 года, Молдавия окончательно и бесповоротно вышла из состава СССР. Она, вместе с остальными бывшими союзными республиками, перестала быть равной среди равных. И пошла своим, сложным и не всегда предсказуемым путем. В те далекие годы молдавские политики, состоявшие в основном из "прозревших" в одночасье представителей бывшей партийной и советской номенклатуры, опираясь на поддержку передовой интеллигенции, избрали для себя отнюдь не тернистую дорогу неизведанности, а самый легкий путь — путь разрушений. Они, возможно, сами того не осознавая, с зеркальной точностью воспроизвели главную ошибку большевиков начала двадцатого столетия.

Политики тех лет, да во многом и их последователи, горе-демократы, повторили точь-в-точь то, что сделали, придя к власти в 1917 году, большевики. Даже их политическим лозунгом стали слова из "Интернационала": "...разрушим все до основанья...". Слово они сдержали — разрушили, разрубили все установленные на протяжении десятилетий экономические, политические и духовные связи. А затем, не имея, грубо говоря, в кармане ни шиша, следуя тому же "Интернационалу", они начали на руинах разрушенной до основания страны "строить наш, новый мир". Не получилось. Чем дальше уходила от нас эпоха так называемой советской определенности, предсказуемости и уверенности в завтрашнем дне, тем непредсказуемее и тревожнее становилось будущее страны.

За эти два десятилетия нам так и не удалось не только построить, но и тем более увидеть обещанный демократами новый мир. Более того, демократическая незрелость порордила братоубийственную войну на Днестре, страна до сих пор разделена, а кто был никем (согласно тому же "Интернационалу") до 1991 года, тот так ни с чем и никем и остался вплоть до августа 2010-го. Одного только искренне жаль: "годы идут, а жизнь вязнет в трясине дел давно минувших дней", как совершенно справедливо отметила одна из известных представительниц отечественной журналистики.

Складывается впечатление, что мы вообще не сдвинулись с мертвой точки, а продолжаем топтаться на месте, пребывая в эйфории августа 1991 года: те же антироссийские лозунги, та же обида на историю, та же неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне, и те же обещания будущего европейского Эдема. И, что самое страшное, — те же люди, "воскресшие" и ничуть не поумневшие трепачи из незрелой демократии девяностых...

Люди вокруг нас, в других государствах давно живут другой жизнью, мыслями о дне сегодняшнем, строят планы на будущее, а мы продолжаем сеять разруху и рознь, искать дибутилфталат в молдавском вине, разрушать парламент и президентуру, вывешивая на них флаги другого государства, шнырять своими грязными политическими лапами по страницам ушедшей от нас истории и с той же высохшей пеной у рта обвиняем во всех смертных грехах исключительно советское прошлое, тоталитаризм Сталина и пакт Молотова-Риббентропа:

Двадцать лет подряд политики разного ранга с удивительной настойчивостью, в лучших традициях советской пропаганды вбивали нам в голову идеи и лозунги о новом счастливом завтрашнем дне в составе нового, другого теперь союза — уже не Советского, а Европейского. Словом, из огня да в полымя: из рук старшего "брата" постепенно переходим в руки к старшей "сестре".

Если раньше все вопросы, вплоть до завоза в республику туалетной бумаги и спичек, решались исключительно в Москве, теперь все эти "жизненно важные" для страны вопросы решаются в другой столице — в Брюсселе. А иногда и в Вашингтоне. Даже исполняющий обязанности президента во всеуслышание говорит, что если вдруг ПКРМ создаст коалицию с ДПМ, то с этим не согласится Европа. Тот, кто не согласен, например, с генеральной линией Брюссельского "политбюро", тому нечего искать на этом празднике жизни под названием Европейский союз.

А роль Совмина и Госплана СССР медленно, но уверенно перешла к Еврокомиссии и Международному валютному фонду. Недаром один из румынских журналистов то ли в шутку, то ли всерьез произнес замечательную фразу: "Государственный бюджет Румынии сегодня составляется в Вашингтоне", то есть в кабинетах МВФ. Чем не Госплан?

И опять нам обещают "коммунизм". Но и теперь, как и тогда, в советское время этот "коммунизм" находится от нас далеко, за недосягаемой линией горизонта. И нам ничего не остается, как только ждать и ностальгировать по уходящим безвозвратно от нас годам.

Те сорок с лишним процентов граждан нашей страны, желающих возврата в Советский Союз (таковы данные последнего социологического опроса), отнюдь не свидетельствуют о том, что эти граждане готовы снова с головой окунуться в нищету и пустоту прилавков прошлого. Скорее всего, это оценка всем тем политикам, кто, наобещав два десятилетия назад реки молочные и изюм в шоколаде, палец о палец не ударили, чтобы эти обещания исполнить.

Они и тогда сеяли недоверие и вражду между Молдавией и Россией, — они и сегодня остаются преданными своим кредо, стараясь всем нам доказать, что на Западе для нас уже расстелили ковры у входа в рай, а на Востоке нас ждет Сибирь, каторга и высылка без права переписки...

И пока нас в этом убеждали, в Европу ринулись мы сами, но не за ключами от райских врат, а за поиском счастья и элементарных средств к существованию. Нас вынуждают бегать из собственной страны наша собственная нищета и беспомощность. Мы и сегодня готовы отдать последнюю рубаху, дабы получить долгожданную визу в "европейский рай". Правда, теперь говорят о какой-то призрачной либерализации визового режима, однако никто так и не удосужился толком нам объяснить, что это такое и с чем эта либерализация кушается. Все снова вилами по мутной демократической воде.

Пока бывшие члены мощного Союза — союзные республики — самостоятельно строили и продолжают строить свою государственность и независимость, мы по-прежнему спорим до хрипоты в горле о нашей идентичности и названии родного языка, снимаем и снова ставим колючую проволоку на Пруту. Наши, трогательно "заботящиеся" о народе политики изобрели для себя и народа миф о конституционном кризисе, о том, что и жизнь — не жизнь без избранного президента. И вот уже на протяжении года слушаем разноликую толпу демократических еретиков, убеждающих народ в том, что только они годны для роли мессии.

А время безжалостно от нас уходит. Нами правили в девяностые политические бездарности. Эти бездарности, упершиеся рогом в собственные политические амбиции, снова у руля государства. Многие так называемые политики девяностых бросились в бега, покинули страну, ошиваясь на просторах другого государства, да еще и осмеливаясь при этом встряхивать с себя плесень времен и давать нам советы, как обустраивать жизнь Молдавии. А обманутый ими народ по сей день живет впроголодь, нищает и продолжает покидать свою страну в поисках лучшей доли. Строят дома в Европе, наводят порядок в чужих домах, сдувают пылинки с лощеных костюмов европейцев, а на вырученные деньги кормят оставшихся в нищете стариков и детей, вместо того чтобы обустраивать собственную страну.

Грустные плоды совершеннолетия независимости и суверенитета...