Министр финансов Эстонии Юрген Лиги намедни сообщил, что подавляющая часть из 70 с лишним тысяч официально зарегистрированных безработных представляют собой "трудный контингент", то есть являются людьми без образования и трудовых навыков. Таким образом, народу наконец-то объяснили, почему примерно 12 процентов трудоспособного населения страны не имеет возможности заработать себе на жизнь: оказывается, в этом виновато не правительство, а явная неполноценность этих самых 12 процентов жителей Эстонии в возрасте от 18 до 60 лет.
Вот и все. Одним заявлением наш славный министр отмел все претензии со стороны недоброжелателей, которые пытаются обвинить правительство в неспособности исправить ситуацию на рынке труда. Оказывается, когда министры записали в программе экономического развития, что уровень безработицы не будет снижаться как минимум в течение двух ближайших лет, они не расписались в собственной недееспособности, а просто честно признали, что каждый десятый житель этой маленькой страны - недоучившийся неумеха.
Наверное, тяжело управлять государством, используя столь неполноценный человеческий материал. И если бы не томик Милтона Фридмана, лежащий на прикроватной тумбочке каждого министра-реформиста, Эстония никогда бы не достигла нынешнего процветания, которое, между прочим, является лишь ступенью на светлом пути, призванном ввести нашу страну в пятерку наиболее благополучных стран богатой Европы. Ведь вступили же мы в Организацию экономического сотрудничества и развития, которую называют "клубом богатых государств".
Правда, когда эксперты ОЭСР ознакомились с положением дел в своем будущем члене, они были несколько шокированы: оказывается, 60 процентов безработных и 40 процентов пенсионеров в Эстонии живут за чертой бедности. А к концу нынешнего года за этой чертой окажутся 20 процентов всего населения страны, что почти вдвое больше, чем в 2007 году, когда Партия реформ, к которой принадлежит и министр Лиги, прочно взяла бразды правления в свои либеральные руки. А ежели вспомнить, что со следующего года наши доходы будут исчисляться по курсу 1:15,65, то картина может оказаться еще печальней.
Любая попытка пересчитать что-нибудь кроновое в евро, как правило, оборачивается шоком: оказывается, наши безработные вынуждены существовать чуть больше чем на 1 евро в день, что вполне сопоставимо с уровнем слаборазвитых африканских государств. Причем им там, в Африке, куда легче, поскольку не нужно оплачивать счетов за отопление, а еда в виде бананов растет прямо на деревьях. Понятно, что не всякому повезет родиться в благополучной стране, однако, далеко не везде жителей бедных стран заставляют так напрягаться ради того, чтобы хотя бы присоседиться к богатым.
Жить рядом с богатыми дорого - конечно, если ты не мечтаешь стать рублевским бомжом. Во всем цивилизованном мире существуют районы для богатых и для бедных - там разный уровень удобств, но и разные цены. Интересно, как чувствовал бы себя эстонский пенсионер в каком-нибудь Малибу, созданном для обслуживания богатеев? А ведь Эстонию, со всей ее бедностью и неустроенностью, толкают именно к этому. Возможно, министр Лиги, чья неслабая даже по европейским меркам зарплата уже давно привязана к евро, и чувствует себя в клубе богатых своим человеком, а вот значительная часть его сограждан, боюсь, ощутит себя там элементарной гопотой.
Впрочем, исходя из последнего заявления Лиги, можно сделать вывод, что не занятая на работе и социально неустроенная часть эстоноземельцев сама виновата в сложившейся ситуации. Страна во главе с мудрыми министрами идет в светлое капиталистическое завтра, и никто не виноват, что на обочине в этом победном марше остается все больше людей, по каким-то причинам не сумевших выдержать предложенный командирами темп. Недоучкам и неумехам не место в будущей Эстонии - в конце концов, естественный отбор придумал не Лиги, а еще дедушка Дарвин. Который, правда, не пытался распространить этот принцип на человеческое сообщество.