Весьма удачным для Кремля образом ведущая российская нефтяная компания "Роснефть" готова приобрести пакет акций в четырех германских нефтеперерабатывающих предприятиях. Это будет одно из крупнейших приобретений активов в Западной Европе государственной энергетической компанией из России.
Данная сделка будет иметь благоприятные последствия для британского нефтяного гиганта ВР, который серьезно пострадал от разлива нефти в Мексиканском заливе.
"Роснефть" "существенно продвинулась в переговорах" о покупке 50-процентного пакета акций компании Ruhr Oel GmbH у венесуэльской государственной нефтяной корпорации Petroleos de Venezuela SA (PdVSA), который обойдется ей в сумму от 1 до 2 миллиардов долларов. Об этом сообщили люди, знакомые с подробностями переговоров. Эти же источники заявляют, что до заключения сделки о покупке остается несколько недель.
Ruhr Oel - совместное предприятие с PdVSA, соотношение долей в котором составляет 50 на 50. Это созданное в 1983 году предприятие обладает акциями в целом ряде немецких нефтеперерабатывающих заводов - Bayern Oil, Gelsenkirchen, MiRO Karlsruhe и PCK Schwedt, на долю которых в целом приходится около четверти всех германских мощностей по нефтепереработке.
Данная сделка станет настоящим даром небес для терпящей крупные убытки британской нефтяной компании ВР, которая обладает преимущественным правом покупки доли PdVSA. В обмен на отказ от этого права "Роснефть" предложила британскому гиганту выгодную сделку по ведению разведки на нефть в Северном Ледовитом океане, о чем сообщили те же информированные источники.
Такое соглашение станет мощным вотумом доверия ВР, чья репутация серьезно пострадала из-за утечки нефти в Мексиканском заливе. Аналитики нефтяной отрасли высказывали предположение, что авария Deepwater Horizon может отпугнуть государственные нефтяные компании из России, Африки и с Ближнего Востока, которые не захотят сотрудничать с ВР, серьезно ослабив таким образом перспективы ее роста.
Между "Роснефтью" и ВР уже существуют тесные связи. Когда "Роснефть" в 2006 году зарегистрировалась на Лондонской бирже, британская корпорация купила пакет ее акций примерно на 1 миллиард долларов. Эти компании выступают в качестве партнеров в целом ряде проектов нефтепоисковых работ на шельфе российского дальневосточного острова Сахалин. А в 2006 году они подписали соглашение о совместной подаче заявок на разработку нефтяных и газовых месторождений в российской Арктике.
Соглашение по Ruhr Oel станет наращиванием такого сотрудничества и "поднимет его на новый уровень", говорит информированный источник. По его словам, речь идет о конкретном районе Арктики, и ВР с "Роснефтью" могут получить лицензию на совместные поиски нефти в этом районе.
Согласно оценкам, в российских морях Северного Ледовитого океана имеются залежи нефти и газа, измеряемые миллиардами баррелей. Но существует огромное количество трудностей и препятствий в деле добычи углеводородов в этих неприветливых и суровых местах далекого севера. Самый продвинутый проект – по разработке обширного Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море, который "Газпром" реализует совместно с норвежской компанией Statoil и французской Total, постоянно сталкивается с задержками. Кроме того, у ВР и "Роснефти" мало успехов в их совместной поисково-разведочной кампании у берегов Сахалина.
Российские нефтяные компании давно уже занимаются расширением своей деятельности за пределами границ России, проявляя особый интерес к нефтеперерабатывающим предприятиям Западной Европы, многие из которых очень сильно зависят от поставок нефти из этой страны. ОАО "Лукойл", являющееся одной из крупнейших в России нефтедобывающих компаний, действует в данном направлении успешнее своих коллег. В прошлом году "Лукойл" приобрел у Total долю в голландском НПЗ, а в 2008-м – пакет акций итальянского нефтеперерабатывающего завода ISAB в г. Приоло, принадлежащего ERG.
Совместное российско-британское предприятие "ТНК-ВР" также засматривалось в 2003 году на Ruhr Oel, но в тот раз ВР выступила против сделки по приобретению.
Тогда 50-процентный пакет акций мог стоить как минимум 2 миллиарда долларов. Однако низкая норма прибыли, избыток производственных мощностей в отрасли и падение спроса на нефтепродукты в Европе серьезно понизили стоимостные оценки нефтеперерабатывающих заводов.