Президент России Дмитрий Медведев встретился с лидером группы U2 Боно Воксом в Сочи. Встреча была разносторонней и далеко не протокольной. Особенно это было интересно тем, кого в свое время задели некоторые заявления Вокса во время конфликта в бывшей Югославии. Был ли лидер политизированной группы лишь жертвой военной пропаганды, или же действительно заявлял то, что ему приписывали, мы уже никогда не узнаем.
Чем встреча президента России и ирландского певца интересна для нас? Тем, что оба ни слова не сказали о Сербии. Многие будут разочарованы тем, что Медведев не припомнил ему "заявления", которые он делал во время войны, и что не упрекнул в том, что певец не был осторожнее и корректнее. Сторонников России, конечно, удивляет, что проблемы на Балканах, особенно гуманитарные и политические, вообще не упоминались. Но в этом нет ничего странного. Россия в последние 20 лет, после падения коммунизма, ведет очень прагматичную политику по отношению и к Западу, и к Балканам. Ситуацию можно описать поговоркой: сколько денег - столько и музыки.
На самом деле, Россия за счет приобретения крупных государственных компаний, стремится получить экономическое влияние в глобальном масштабе, и таким образом конкурировать с США и Китаем в борьбе за европейский и балканский рынок. Контролируя экономику, она держит за горло некоторые страны. Расчет прост. Не вмешиваемся непосредственно в политику, но влияем на экономику и через неена политику. Достаточно вспомнить газовый кризис, который как следует встряхнул всю Европу, и нас в том числе.
Сербия десятилетиями находится в плену мифов и легенд о дружбе с Россией. Все началось с восстания Караджордже, принятия русских беженцев в Сербии в 1920-х годах, потом была победа коммунизма во Второй мировой войне, потом падение коммунистического режима в Советском Союзе и во всей Европе, что, кстати, никак не отразилось на Сербии в основном благодаря Слободану Милошевичу. Впрочем, на протяжении последних 10 лет в ситуациях, касающихся натовских бомбардировок и Косово, благодаря России можно было бить себя в грудь, и делать смелые дипломатические заявления. Но конкретной помощи от России Сербия не дождалась. Поэтому не удивительно, что встреча Медведева и певца U2 прошла за разговорами о Led Zeppelin, предотвращении распространения ВИЧ-инфекции и профилактики полиомиелита. Сербия осталась в стороне, она должна самостоятельно бороться с болезнями своего практически уничтоженного общества.