Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

О подавлении свободы в современной России

© РИА НовостиЛев Пономарев
Лев Пономарев
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе шестидесятивосьмилетний ветеран-правозащитник Лев Пономарёв и организатор оппозиционного движения «Солидарность» Михаил Шнейдер были приговорены московским судом к трём суткам тюремного заключения за участие в «несанкционированном митинге». Российская конституция гарантирует свободу собраний, но в путинскую эру для любого собрания нужно разрешение, а в выдаче разрешений всем, кто не согласен с правящим режимом, регулярно отказывают.

Вопрос. Каким должно быть общество, чтобы человека шестидесяти восьми лет от роду посадили в тюрьму за мирное выступление с государственным флагом на параде в честь дня флага?

Ответ. Это должна быть Россия Владимира Путина, если этого человека почему-то не любит сам Путин — бывший президент, ныне — премьер-министр и, судя по всему, пожизненный глава правящей партии.

На прошлой неделе шестидесятивосьмилетний ветеран-правозащитник Лев Пономарёв и организатор оппозиционного движения «Солидарность» Михаил Шнейдер были приговорены московским судом к трем суткам тюремного заключения за участие в «несанкционированном митинге». Российская конституция гарантирует свободу собраний, но в путинскую эру для любого собрания нужно разрешение, а в выдаче разрешений всем, кто не согласен с правящим режимом, регулярно отказывают.

Дмитрий Медведев, которого Путин помазал на президентство после истечения его собственного срока полномочий, пообещал сохранять верность законности, и часть россиян на прошлой неделе вздохнула с облегчением, когда он приостановил вырубку подмосковного леса, на месте которого власти хотят построить автостраду. Активисты из местных жителей и защитников окружающей среды пытались спасти лес, но власти игнорировали их, хуже того — одного редактора журнала избили, навсегда сделав инвалидом, — и вмешательство президента приветствовали как редкий случай победы загнанного в угол гражданского общества в России.

По большей части, однако, в последнее десятилетие сообщалось о постоянном ужесточении контроля над политической деятельностью и самовыражением. Как отмечали недавно наблюдатели из Freedom House, прошлый год в России был отмечен «нарушениями на выборах, отказами в праве на свободу вероисповедания, усилении государственного контроля над изложением истории, ростом коррупции в полицейских органах и неоднократное применение политического террора против, в частности, активистов правозащитного движения и журналистов». На этом фоне трое суток тюрьмы для пары диссидентов — это, можно сказать, совсем немного. Но также это и очередное предупреждение каждому россиянину: любой шаг в сторону, каким бы маленьким он ни был, — это риск.

Белый дом выпустил краткое заявление, в котором выражалось «разочарованность, что отдельные представители российского руководства продолжают отказывать российским гражданам в их конституционных правах». Подобная формулировка — «отдельные представители российского руководства» — отражает неумирающую надежду на то, что не все представители властных структур Москвы разделяют мировоззрение Путина. Но пока оснований для подобного оптимизма мало.