После своей победы на выборах президент Украины Виктор Янукович кое-чего уже добился. Он сократил губительные для страны газовые субвенции, раздувавшие импорт и делавшие его страну зависимой от России. Он хочет поднять пенсионный возраст и обеспечить наполнение бюджета. Все это помогло его стране получить чрезвычайно необходимый кредит в несколько миллиардов долларов от Международного валютного фонда. Эти достижения украинский президент будет выставлять на первый план, когда он в Берлине будет пытаться привлечь в свою страну инвестиции.
Но существует и теневая сторона его правления. С момента прихода Януковича – выходца с русскоговорящего востока страны – на Украине вновь укрепилось влияние олигархической системы, состоящей из прорвавшихся наверх миллиардеров, которые во многих бывших республиках Советского Союза поделили между собой целые регионы. Прежде всего усилилось влияние газового лобби. В последнее время стали вырисовываться контуры сделок в газовой области, которые позволят их участникам получить миллиарды долларов, включая и те суммы, которые в настоящее время перекачивает на Украину Международный валютный фонд.
Почти монопольное положение «корпорации» (так в Киеве называют сеть богатых и влиятельный людей) наносит ущерб свободе слова, а тормозящее влияние хорошо укорененных экономических интересов на переговоры с Евросоюзом относительно свободной торговли подрывает процесс открытия в направлении Запада. Олигархическая система автоматически отдаляет Украину от Запада и приближает ее к Москве. Существуют признаки того, что газовое лобби вновь стало использовать спецслужбу СБУ (отпочковавшуюся от КГБ). Свидетельств журналистов, депутатов и иностранных представителей о слежке и тайном подслушивании стало намного больше. Изменения в судебной системе сделали более доступной для «вертикали власти» возможность оказывать влияние на судей, и в результате и без того небольшому количеству оппозиционных телеканалов становится все сложнее защищать свои интересы в суде.
Однако Киев - это (пока еще) не Москва. Янукович пришел к власти не в результате каких-то сомнительных манипуляций. На Украине убийства журналистов и эскадроны смерти не являются явлениями повседневной жизни. Однако президент Украины прежде всего своей кадровой политикой (один из ведущих олигархов, к примеру, возглавляет спецслужбу, а также заседает в чрезвычайно влиятельном Высшем совете юстиции) заставляет сомневаться в том, что он может и хочет контролировать эти крупные фигуры теневого мира.
У Европы есть интересы на Украине. Эта страна обладает большим количеством стратегических ресурсов, не говоря уже о ее известной газотранспортной системе. Украина – один из важнейших экспортеров зерновых в мире и, кроме того, она является крупным производителем вооружений, а ее месторождения урана относятся к числу самых больших на континенте. Европа должна привлечь эти богатства на свои рынки, а не оставлять это на откуп непредсказуемым монополиям российской сферы влияния. Взаимовыгодным для всех сторон может быть и развитие значительного инвестиционного потенциала.
Однако для этого средства европейских инвесторов на Украине должны быть гарантированы. Суды должны осуществлять правосудие и не поддаваться давлению, а свободные средства массовой информации и свободные выборы должны удерживать власть от лишних искушений. Янукович должен решить, хочет ли он видеть страну, построенной по постсоветскому образцу, то есть как режим, в котором существует некоторое количество сверхбогатых, тогда как большинство населения авторитарное руководство спокойно удерживает на крайне низком уровне. Или он хочет видеть динамичное общество, которое по образцу восточно-европейских и центрально-европейских государств будет связано с энергией Европы.