Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путь один – внеочередные выборы

Собеседник газеты «Жаманак» – представитель Армянского Национального Конгресса Давид Шахназарян

© коллаж ИноСМИнахождение компромисса между Азербайджаном и Арменией в вопросе Нагорного Карабаха
нахождение компромисса между Азербайджаном и Арменией в вопросе Нагорного Карабаха
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возможная продажа С-300 Россией Азербайджану – чрезвычайно тревожный факт, и если, тем не менее, эта продажа состоится, то в результате существенно сократятся возможности Нагорного Карабаха для нанесения ответного удара в случае развязывания войны со стороны Азербайджана.

- Господин Шахназарян, недавно появились сведения о том, что Азербайджан может приобрести у РФ системы противоракетной обороны С-300. Как, по вашему мнению, официальный Ереван должен реагировать в такой ситуации?
 
- Во-первых, возможная продажа С-300 Россией Азербайджану – чрезвычайно тревожный факт, и если, тем не менее, эта продажа состоится, то в результате существенно сократятся возможности Нагорного Карабаха для нанесения ответного удара в случае развязывания войны со стороны Азербайджана. Необходимо также подчеркнуть, что модели подлежащих продаже Азербайджану двух дивизионов С-300 «Фаворит» более современны по сравнению с имеющимися в наличии у Армении. Они имеют не только более качественные технические данные и возможности, но и, в отличие от размещенных в Армении, более мобильны, т.е. в любой момент, в течение нескольких часов, могут быть размещены в зоне карабахского конфликта. В этих условиях безмятежная позиция официального Еревана непонятна. Если эта сделка тем не менее состоится, то власти Армении просто обязаны обеспечить в сжатые сроки Армию обороны Нагорно-Карабахской Республики системами С-300 «Фаворит» в качестве противовеса преимуществу, которое получит Азербайджан. 
 
- Господин Шахназарян, договор о российских военных базах в Армении изменен. Превалирует убеждение, что продажа С-300 Азербайджану – это карт-бланш на возобновление военных действий. В таких условиях как вы оцениваете ситуацию вокруг нагорно-карабахского урегулирования?
 
- Представляется, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта оказались в тупиковой ситуации. Об этом свидетельствуют, кстати, также последние заявления, распространенные сопредседателями, где они констатировали, что на нынешнем этапе карабахского урегулирования их первоочередной задачей является укрепление режима прекращения огня, т.е. предотвращение возможных военных действий со стороны Азербайджана. Очевидно, что Россия сейчас является главным действующим лицом переговорного процесса, хотя даже в этой ситуации я не вижу в ближайшем будущем возможностей для констатации активизации процесса мирного урегулирования и значимых сдвигов. Более того, нужно отметить, что на сегодня существенно возросла угроза возобновления военных действий: вероятности возобновления войны сегодня больше, чем возможности сдвига в процессе урегулирования. Для возможности возобновления военных действий ныне наличествует также другой дополнительный фактор – резкое изменение внутриполитической обстановки в Азербайджане. Объединением партий Мусават и Народный фронт Азербайджана формируется достаточно серьезная политическая сила, что не может не вызвать озабоченности у азербайджанских властей. Напомню, что после конституционных и ряда законодательных изменений в случае войны или угрозы войны власти имеют возможность отложить выборы на неопределенный срок, т.е. это может послужить для Баку дополнительным стимулом для возобновления войны. Кроме этого, власти Азербайджана осуществляют все новые попытки обострения внутриполитической обстановки: начались поиски внутренних врагов, которыми, конечно, в первую очередь, являются должностные лица, имеющие армянское происхождение или родственников-армян. Эти явления увеличивают вероятность возобновления военных действий Азербайджаном против НКР. Считаю, что в основном именно этой угрозой возможных военных действий со стороны Азербайджана также обусловлены изменения в российско-армянском договоре, согласно которым размещенная в Гюмри российская военная база получает полномочия по обеспечению безопасности Республики Армения совместно с Вооруженными Силами Армении. Думаю, что есть также иные факторы – в регионе существенно изменилась обстановка: снизилась роль Южного Кавказа во внешнеполитической повестке официального Вашингтона, вокруг ядерной проблемы Ирана разворачиваются опасные развития, между Москвой и Тегераном возникло серьезное напряжение, Турция стремится играть активную роль на Южном Кавказе (кстати, отметим, что этим поползновениям Анкары существенно способствовала «инициативная футбольная дипломатия» властей Армении), российско-турецкие отношения претерпевают серьезное развитие (к счастью, они ограничиваются только экономической сферой, и не считаю, что это сотрудничество переместится в военно-политическую сферу). Способны ли нынешние власти Армении противостоять этим внешним и региональным вызовам, в особенности, угрозе возобновления войны Азербайджаном против Нагорного Карабаха?... Конечно, это вопрос риторический. Сегодня мы имеем власть, полностью оторванную от общества, политзаключенных, признаки кризиса в армии (особенно последние трагические случаи породили большое недоверие в нашем обществе в отношении вооруженных сил Армении). Как может Армения в подобной обстановке решать многочисленные задачи? Отметим хотя бы одну: обеспечение мобилизационного ресурса в случае возобновления войны. Следовательно, для преодоления создавшейся обстановки и во внешней, и во внутренней политике, для смягчения угроз и вызовов существует только один путь: императив дня – проведение досрочных выборов, которые изменят сложившуюся в стране морально-психологическую атмосферу и создадут возможность для противостояния не только имеющимся, но и пока, может, не видимым для широкой общественности, но ожидаемым вызовам. Это единственный выход, альтернативы нет.     
 
- А какую тактику взяли на вооружение стороны переговоров?
 
- Считаю, что и официальный Ереван, и официальный Баку ищут повод, чтобы избежать окончательного урегулирования. Власти Армении пытаются сохранить так называемый статус-кво, хотя отмечу, что статус-кво не сохраняется ни на день, ни на час (для сохранения статус-кво необходимо остановить время), пока что сохранена линия соприкосновения, в то время как ситуация постоянно меняется, меняется регион, меняются партнеры, меняются интересы внешних игроков, меняется соотношение военно-политических сил и факторов и, конечно, изменились Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах, к сожалению, я бы не сказал, что эти изменения – в пользу армянских сторон. Факт, что Азербайджан руководствуется принципом «все или ничего», а в обратном случае грозится войной, кстати, нарушая многие международные нормы, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН. Однако, в ответ Баку дипломатия официального Еревана не предпринимает адекватных действий.
 
- В последнее время чаще заслуживают внимания роль Ирана, его посреднические устремления. Какие интересы имеет Тегеран?
 
- Армения однозначно заявила, что единственный формат урегулирования – это Минская группа ОБСЕ, хотя одновременно необходимо учитывать интересы Ирана: Тегеран, конечно, озабочен возможностью возобновления военных действий в Нагорном Карабахе и отрицательно относится к возможному размещению международных миротворческих сил. Думаю, что в случае возобновления Азербайджаном войны против Нагорно-Карабахской Республики реакция Ирана может содержать определенную непредсказуемость.
 
- Международный суд ООН в Гааге принял решение о законности одностороннего провозглашения независимости Косова и его отделения от Сербии. Можно ли это считать прецедентом для проблемы Нагорного Карабаха?
 
- Давайте не забывать, что решение Международного суда в Гааге – это заключение и оно имеет рекомендательный статус. Во-вторых, Международный суд в Гааге просто закрепил то состояние, которое сложилось в результате политического решения. Конечно, это было приятным фактом, но пока что нет никаких оснований предполагать, что оно будет иметь прецедентный характер. Хотел бы напомнить, что когда во время Роберта Кочаряна (второй президент Армении, - прим. пер.) поддерживающие власть сервильные политические силы болтали о том, что необходимо правовое решение карабахской проблемы, то сопредседатели МГ ОБСЕ им ответили: «Обращайтесь в Гаагский суд, если хотите правовое решение…». Таким образом, для властей также стало очевидно, что данное требование абсурдно. Тем не менее, нужно констатировать, что в мире пока доминируют политические решения и политические вердикты, а в международном праве всегда можно найти положения, с помощью которых любое политическое решение можно считать соответствующим международному праву. Кстати, хотел бы добавить, что решению Гааги способствовала ООН, в ООН инициатором включения этого вопроса была именно Сербия. Считаю, что это решение открывает перед Сербией двери в ЕС. 
 
- Недавно, говоря об азербайджанской компании СОКАР как потенциальном покупателе грузинского участка газопровода Север-Юг, вы отметили, что необходимо предпринять шаги, чтобы Армения приобрела этот участок. Какие у вас озабоченности в связи с этой возможной сделкой?
 
- Этот газопровод имеет для Армении стратегическое значение. Я давно отмечал, что этот участок газопровода будет приватизирован и, откровенно говоря, ожидал, что власти Армении заявят, что они примут участие в этом процессе. Однако, странно, что сегодня со стороны армянских властей проявляется олимпийское спокойствие даже после того, как парламент Грузии в первом чтении утвердил программу приватизации газопровода. Тем самым, я убежден, что Армения обязана купить грузинский участок газопровода Север-Юг, так как он  имеет для нас важнейшее стратегическое значение, и если Армения примет участие в приватизации, то я не думаю, что Грузия отдаст предпочтение Азербайджану, потому что это будет уже рассматриваться как враждебный акт со стороны Грузии в отношении Армении. Должен отметить, что вообще нынешнее состояние армяно-грузинских отношений вызывает глубокую обеспокоенность, я весьма озабочен нынешним уровнем армяно-грузинских отношений и убежден, что одной из важнейших внешнеполитических задач Армении должен быть вопрос отношений с Грузией. Считаю, что могут возникнуть серьезные проблемы в армяно-грузинских отношениях в общем, есть вероятность не только серьезной угрозы для возможностей ввоза в Армению вооружений и боеприпасов, но и не исключается, что могут возникнуть сложности со всем грузинским транзитом в целом.
 
- Господин Шахназарян, а в каком состоянии процесс урегулирования отношений Армения-Турция, осталась ли какая-либо возможность урегулирования отношений в ближайшем будущем?
 
- Я многократно отмечал, что в процессе урегулирования армяно-турецких отношений Турция получила больше, чем мечтала, и ныне создалась ситуация, когда возможность какого-либо сдвига в будущем урегулирования отношений будет определяться самой Турцией. В отношениях Армении и Турции на сегодня имеет место глубокая напряженность и взаимное недоверие, что нужно признать как результат именно «футбольной дипломатии». У властей Армении не нашлось политической смелости ни ратифицировать в парламенте хваленные ими же «проармянские протоколы», ни отозвать свои подписи обратно. Могу доказать властям Армении, что все их усилия и устремления, как то – интернационализация вопроса нормализации армяно-турецких отношений, громкие заявления, вовлечение посредников в процесс – изначально были поставлены на неправильную основу. Однако, даже в создавшейся обстановке непонятно, почему Армения не поднимает вопрос армяно-турецких отношений в международных инстанциях, в частности, в ПАСЕ, что входит в рамки ее полномочий? Это может в какой-то мере смягчить и противодействовать инициативам, проходящим в ПАСЕ по карабахской проблеме.
 
- Комитет по иностранным делам Сената США отложил голосование по утверждению кандидатуры Метью Брайзы на должность посла США в Азербайджане. Армянские организации акцентируют в нем «протурецкий, проазербайджанский» фактор. Насколько этот вопрос касается армянской диаспоры?
 
- Армянские лоббистские организации США очень часто инициируют такие действия, которые вредят Республике Армения. В прошлом в вопросе кандидатуры Хогланда (в 2007 году президент США Джордж Буш предложил на вакантный тогда пост посла США в Армении кандидатуру Ричарда Хогланда, которая дважды блокировалась усилиями армянского лобби, поскольку дипломат публично отказался признать массовые убийства армян в Османской империи геноцидом армянского народа, - прим. пер.) они вели себя так же, в результате чего Армения длительное время была лишена возможности иметь посла США. Теперь то же самое осуществляют в отношении Брайзы. считаю, что действия армянских лоббистских структур в США противоречат интересам Республики Армения, так как из интересов нашей страны следует, чтобы в этой напряженной ситуации Соединенные Штаты имели бы посла в Азербайджане.        

Перевод: Гамлет Матевосян