Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские бомбардировщики — это выдуманная угроза

© РИА Новости / Перейти в фотобанкТу-95
Ту-95
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В прошлую среду информационный директор администрации Харпера отправил по электронной почте послание журналистам, в котором сообщил, что два бомбардировщика «Ту-95» были перехвачены канадскими CF-18 примерно в тридцати морских милях (56 километров) от нашей территории, выходящей к Северному Ледовитому океану.

Дон Кихот прославился тем, что нападал на ветряные мельницы, думая, что это великаны. Стивен Харпер (Stephen Harper) и Питер Маккей (Peter McKay) тоже обращают внимание на воображаемых врагов — в форме российских самолётов в нейтральном воздушном пространстве.

В прошлую среду информационный директор администрации Харпера отправил по электронной почте послание журналистам, в котором сообщил, что два бомбардировщика «Ту-95» были перехвачены канадскими CF-18 примерно в тридцати морских милях (56 километров) от нашей территории, выходящей к Северному Ледовитому океану.

«Благодаря быстрой реакции канадских вооружённых сил ни один российский самолёт не вторгался в суверенное воздушное пространство Канады», — писал Димитри Судас (Dimitri Soudas).

Судас был совершенно прав насчёт воздушного пространства Канады, простирающегося всего на двенадцать морских миль (22 километра) над открытым морем. Но он был неправ, говоря, что российские бомбардировщики летели к нам.

Его стремлению произвести сенсацию сразу помешал представитель командования воздушно-космической обороны Северной Америки.
«Как Россия, так и наши структуры регулярно совершают операции на Севере», — пояснил лейтенант Десмонд Джеймс (Desmond James). — «Эти операции крайне важны и для нас, и для России, и не являются поводом для беспокойства».
Более того, в августе российские, американские и канадские военные провели совместные учения с целью отработки реагирования на возможные захваты самолётов, совершающих международные рейсы.

Международные отношения в арктическом регионе никогда ещё не были настолько хороши. Два года назад министры всех пяти стран, имеющих выход к Северному Ледовитому океану, официально признали применимость морского права к немногим оставшимся между ними территориальным спорам. Российские, американские и канадский дипломаты как раз готовят многостороннее соглашение о поисково-спасательных работах. А на прошлой неделе представитель российского посольства Сергей Худяков вновь подтвердил, что его страна уважает «териториальную целостность [Канады], в том числе огромные территории Арктики, находящиеся под суверенитетом Канады».

Но правительство Харпера продолжает дезинформировать канадцев насчёт угрозы, исходящей от российских самолётов.
В феврале 2009-го года Питер Маккей девять дней бездействовал, прежде чем сообщить, что в 192 километрах от арктического побережья Канады появились два «Ту-95». Он особенно подчеркнул, что инцидент произошёл всего за день до того, как Оттаву посетил президент Барак Обама, и сказал:
«Я не собираюсь стоять здесь и обвинять русских в том, что они специально приурочили это к визиту президента, но совпадение значительное».

Впоследствии, когда премьер-министра спрашивали об этом, он заявил, что российские самолёты вторглись в воздушное пространство Канады.
«Нас это по-настоящему беспокоит», — сказал он. — «Я в разное время выражал глубокую озабоченность, которую испытывает наше правительство в связи с совершением Россией всё более агрессивных действий по всему мире, а также в связи с вторжениями России в наше воздушное пространство».

Тогда, как и сейчас, неправомерные обвинения пришлись определённо не по нраву США. Глава командования воздушно-космической обороны Северной Америки генерал Джин Ренюар (Gene Renuart) пошёл на необычный шаг и публично поправил канадских министров. Вот что заявил генерал, общаясь с журналистами:
«Русские повели себя профессионально; они соблюли международные правила суверенитета в воздушном пространстве и не зашли во внутреннее воздушное пространство ни одной из стран».

Этот публичный окорот, данный канадцам, говорит о том, какое большое значение придаёт улучшению российско-американских отношений администрация Обамы.
Обама пошёл на риск ради этих отношений, в одностороннем порядке отказавшись от планов США по установке оборонных сооружений в Польше и Чехии, а также став первым президентом США, который председательствовал на заседании Совета безопасности ООН. Игра стоила свеч: была единогласно принята резолюция, в которой все пять «официальных ядерных держав» заново подтвердили готовность вести переговоры по уничтожению своих ядерных арсеналов.

В апреле Обама и российский президент Дмитрий Медведев подписали договор, обязывающий обе страны значительно сократить арсеналы своих ядерных вооружений, а также ввести новые процедуры проверки. Затем президент США пригласил глав тридцати семи государств, в их числе — Стивена Харпера, на встречу, посвящённую вопросам распространения ядерных вооружений, и заручился их готовностью бережно хранить ядерные материалы, применяемые при производстве бомб, ядерных реакторов мирного назначения и атомных электростанций, а также усиливать борьбу с распространением ядерных вооружений на международной арене.

В этом свете то, что представитель командования воздушно-космической обороны Северной Америки публично поправил канадцев, приобретает ещё большую значимость. Притворившись, что российские самолёты представляют собой угрозу, Харпер и Маккей выступили против США, то есть против наших главных партнёров по торговле и обороне, в крупной геополитической игре. Встаёт вопрос: а на чьей они стороне?

Если уж на то пошло, может быть так, что они действуют в интересах российских военных, которые не гнушаются возможностью баламутить воду (против желания министерства иностранных дел России), запуская над акваторией Северного Ледовитого океана бомбардировщики, да ещё и выбирая тонкий с политической точки зрения момент. Канадские военные как раз собираются покупать новые штурмовые истребители-невидимки, а российские — получают дополнительные средства из бюджета на новые корабли и самолёты.

В письме Судаса журналистам о российских бомбардировщиках он рекламировал «новые, крайне эффективные и передовые в технологическом отношении» F-35 как «лучший самолет из всех, которыми наше правительство может снабдить наши вооруженные силы, а для пилота, сидящего в кабине российского бомбардировщика дальнего действия, это очень важный момент».

Конечно, представитель премьера забыл упомянуть о том, что российские «Ту-95» в два раза старше, чем имеющиеся у Канады CF-18.
Такую же уловку применили в июле, когда, сразу после объявления о покупке F-35 (без тендера), консерваторы сразу объяснили потребность в новых самолётах угрозой со стороны российских бомбардировщиков. Маккей отверг обвинения в том, что эта связь была проведена по политическим мотивам.

«Меня ошеломляет, что кто-то может предположить, будто мы выдумаем, что русские приблизились к нашему воздушному пространству», — сказал он. — «Это практически смешно».
Но Дон Кихот не понял, что перед ним ветряные мельницы, и решил, что они опасны. Харпер и Маккей сделали аналогичный выбор и отчаянно ищут оправдания трате шестнадцати миллиардов долларов, которых у нас нет, на покупку самолётов, которые нам не нужны.

Майкл Байерс заведует кафедрой изучения Канады на факультете мировой политики и международного права Университета Британской Колумбии. Его авторству принадлежит книга «Чья Арктика?»