БЕРЛИН (агентство UPI). Президент Украины Виктор Янукович отправился в Берлин, чтобы предложить Германии ключевую роль в модернизации стареющей украинской инфраструктуры транзита природного газа. Эксперты говорят, что Киеву нелегко будет добиться инвестиций от Запада.
«Это предложение запоздало на несколько лет, — сказал в телефонном интервью UPI Александр Рар (Alexander Rahr), ведущий эксперт Центра компетенций по изучению России, Украины, Белоруссии и Средней Азии имени Бертольда Байтца (Berthold-Beitz-Kompetenzzentrum). — Надежность Украины в качестве транзитной страны была дискредитирована после серии газовых конфликтов с Россией, таким образом, это предложение уже совсем не так привлекательно, как когда-то».
Не то, чтобы Янукович не сильно старался.
Во время совместной пресс-конференции с немецким канцлером Ангелой Меркель, состоявшейся в понедельник в Берлине, Янукович лил славословия в сторону Германии, называя ее «ведущей страной Европейского союза» и добавляя, что, приняв его предложение, немецкие компании могли бы «иметь реальный контроль и влияние на использование нашей газотранспортной системы». У Украины нет денег, чтобы модернизировать свою ГТС самостоятельно — экономика страны лежит в руинах, а государственный бюджет сильно ограничен.
Как заявила Меркель, разыгрывая роль гостеприимного хозяина, которую ей следовало исполнять, она уверена, что немецкая промышленность проявит «высокую заинтересованность к инвестициям в» украинскую ГТС. Через нее в Европу поступает около 80 процентов российского экспортного газа, этот объем удовлетворяет пятую часть потребностей континента.
А вот эксперты не выказывают подобной уверенности. Рар, посетивший встречу Януковича с ведущими бизнесменами Германии за закрытыми дверями, прошедшую после пресс-конференции, сказал, что реакция немецкой промышленности на предложение Януковича была «довольно пассивной».
Он сказал, что немецкие компании уже успели сделать инвестиции в «Северный поток» и «Южный поток» — два русско-европейских газопровода, спланированные так, чтобы обогнуть традиционные транзитные страны, в том числе и Украину.
«Россия энергично продвигает «Южный поток» и соблазняет фирмы очень интересными предложениями, связанными с входом на российский рынок добычи сырья», — сказал он агентству UPI.
Кроме того, Европа выдвинула свой собственный диверсификационный проект — трубопровод Nabucco и делает крупные инвестиции в инфраструктуру СПГ. Если добавить к этому опасения по поводу коррупции и правовой системы в Украине, становится ясно, что Янукович должен будет подсластить свое предложение западным компаниям даже больше, чем Россия.
Только вот он не может пообещать им слишком много. Последнее слово в вопросах контроля над принадлежащими государству энергетическими активами остается за украинским парламентом, а законодатели вряд ли одобрят соглашения, ставящие под угрозу энергетическую безопасность Украины.
Есть и другие варианты. В прошлом Янукович указывал, что контроль над украинской ГТС мог бы взять консорциум, состоящий из украинского «Нафтогаза», западных компаний и российского энергетического монстра «Газпрома».
«Газпром» занимает выгодную позицию на переговорах, поскольку он решает, сколько украинское государственное коммунальное предприятие «Нафтогаз» должно платить за российский газ, а небольшие счета за российский газ крайне важны для восстановления экономики Украины. «Газпром» высказал интерес к поглощению «Нафтогаза» взамен на более дешевый газ, но очень маловероятно, что члены Верховной рады пойдут на такую сделку.
Янукович также пытался убедить Россию отказаться от проекта газопровода «Южный поток», по которому планируется ежегодно транспортировать из России в Болгарию под Черным морем, а уже оттуда в Западную Европу, порядка 63 млрд. кубометров газа. «Южного потока».
Если «Южный поток» будет построен (строительство «Северного потока» уже началось), то у немецких компаний останется еще меньше мотиваций модернизировать украинские газопроводы. Дело в том, что Россия может пустить большую часть своего газового экспорта через «Южный поток» и «Северный поток», в таком случае рентабельность инвестиций в украинскую газовую инфраструктуру упадет.
«Так что привлекать к участию в проекте по модернизации газового сектора немецкие компании, у которых сложились замечательные деловые отношения с «Газпромом», может иметь смысл в том плане, что это позволить заполучить заодно и русских, — говорит Рар. — Но в любом случае, от Януковича потребуется очень тонкая политическая игра».