Наперекор предостережению премьер-министра Владимира Путина о том, что все кто будет участвовать в несанкционированных политических мероприятиях «получат по башке» от милиции, сотни демонстрантов - в основном молодежи - вышли во вторник вечером на огороженную и оцепленную милицией Триумфальную площадь, чтобы потребовать от российских властей соблюдения конституционного права на свободу собраний.
«Нужно получить разрешение местных органов власти. Получили? Идите и демонстрируйте. Если нет — не имеете права. Вышли, не имея права,— получите по башке дубиной. Ну вот и все!» - заявил г-н Путин в понедельник в интервью одной из газет.
Почти 1000 омоновцев, присутствовавшая на площади, в основном держали свои дубинки на поясе. Периодически облаченные в броню и шлемы милиционеры врезались в толпу, выстроившись клином. Арестованы в итоге были по меньшей мере 70 человек, включая руководство движения «Стратегия 31», названного в честь 31 статьи российской конституции 1993 года, которая гарантирует гражданские свободы.
Среди арестованных были бывший вице-премьер Борис Немцов, лидер запрещенной Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов и глава «Левого фронта» Константин Косякин.
Государственное информационное агентство «РИА Новости» сообщило, со ссылкой на официального представителя московского ГУВД Петра Бирюкова, что на митинге присутствовали около 400 человек, в том числе 300 журналистов. «Задержано около 70 активистов оппозиции», - заявил Бирюков.
Организаторы митинга утверждают, что на него пришли до 1000 человек, а журналистов было лишь несколько десятков.
В прошлом московская милиция обычно быстро очищала площадь от митингующих и отправляла лидеров в тюрьму без лишней борьбы. Однако на сей раз они намного хуже справились с задачей.
Полиция оттеснила толпу за колонны Концертного зала имени Чайковского, расположенного на Триумфальной площади, однако активисты упорно отказывались расходиться почти два часа подряд.
Под напором полиции демонстранты отступили в другой конец колоннады и начали выкрикивать лозунги, которые приводят московские власти в ярость – такие как «Это наш город!», «Долой полицейское государство!» и «Путин уходи!». Когда полиция задерживала кого-нибудь, участники митинга начинали кричать: «Позор! Позор!».
«Если посмотреть на их лица, будет понятно, что самим милиционерам не нравится это делать, - говорит демонстрант Олег Болоткович. – Однако полиция – инструмент власти, а это – полицейский режим. Они пытаются нас испугать, чтобы мы больше не приходили. Но на сей раз это не сработает».
Новым фактором можно считать появление среди протестующих большого числа молодежи. Молодые явно ведут себя отчаяннее, чем люди постарше, с советским опытом – несмотря на вполне реальную перспективу быть арестованными и избитыми.
«Молодое поколение чувствует отсутствие свободы. Они все больше и больше готовы бороться с путинизмом – то есть с системой, которую характеризуют отсутствие закона и демократии, говорит г-н Немцов. – Число молодых, которые приходят на митинги, показывает, что они очень сильно чувствуют, чего им не хватает».
Немцов, соавтор резко критического доклада об итогах пребывания г-на Путина на посту президента, утверждает, что милиция обвинила его в том, что он «препятствовал пешеходному движению», когда раздавал копии своего доклада на улице перед началом митинга. Он провел три часа за решеткой и, как и большинство задержанных, был выпущен без предъявления обвинений.
По его словам, милиция, возможно, вела себя более сдержано, чем во множестве других случаев, из-за присутствия на демонстрации четырех членов Европейского парламента и множества иностранных журналистов.
Тем не менее, один из европейских депутатов, голландский социалист Тийс Берман (Thijs Berman), заявил журналистам, что его шокировали количество милиции на Триумфальной площади и грубое обращение с мирными демонстрациями. «Это поразительный способ обращаться с демократией, просто шокирующий», - заметил он.
Вряд ли подобные митинги смогут в ближайшее время поколебать могущество Кремля, однако организаторы говорят, что будут по-прежнему проводить их каждого 31 числа – по символическим датам.
Хотя активистов на митинги все еще приходит немного, протест возглавляют не какие-то рядовые смутьяны, а высокообразованные и успешные люди – в частности чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров и бывший губернатор и вице-премьер Немцов.
«Существует определенная категория людей, которые крайне способны, талантливы и активны, но не могут найти себе места в путинской системе «управляемой демократии», - считает обозреватель московской газеты «Коммерсант» Сергей Строкань.- Они не хотят, чтобы их контролировали, поэтому в системе места для них нет. В итоге они оказываются перед выбором – либо совсем уходить из общественной жизни, либо действовать. Логика, которой следуют Каспаров и Немцов, выходя на улицы, требует искать уязвимое место в российской системе власти».
Это, возможно объясняет масштабное, непропорциональное на западный взгляд, применение милицией силы против митингов «Стратегии 31», которое было продемонстрировано, пусть и немного в более мягкой, чем обычно, форме, вечером во вторник.
«Кремль, несомненно, нас боится», - считает Немцов.