Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг сделал вчера четко дал понять Белграду, что Сербия должна отказаться от резолюции по Косово в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций и сосредоточить внимание на перспективе членства в ЕС. Что произойдет, если сербское руководство не пойдет на такой политический маневр, британский дипломат не сказал, но предположил, что такое поведение отразится на скорости процесса европейской интеграции.
Уильям Хейг Вчера в Белграде имел ряд встреч, а разговор с президентом Борисом Тадичем был ключевым в итоговой договоренности о голосовании на Генеральной Ассамблее ООН, намеченной на 9 сентября.
Самый простой способ для Сербии достичь консенсуса с ЕС - отозвать резолюцию по Косово, сказал в интервью ТВB92 глава британской дипломатии, добавив, что Белграду не пойдет на пользу, если этот документ не получит поддержки большинства в ООН, также как он ничего не выиграет, если резолюция и будет принята, поскольку это негативно отразится на отношениях с ЕС, чьи 22 государства-члена поддержали независимость Косово, и поэтому не поддерживают требования Сербии в Генеральной Ассамблее ООН.
С другой стороны, министр Хейг заявил, что Великобритания поддерживает расширение ЕС в сторону Западных Балкан и, конечно, Сербии.
- Я бы очень хотел, чтобы сербы, и в том числе их лидеры, знали, что Великобритания по-прежнему решительно поддерживает расширение ЕС и усилия Сербии сделать все возможное, чтобы присоединится к ЕС, - сказал глава британской дипломатии.
Президент Тадич заявил министру Хейгу, что Сербия готова к компромиссу по проекту резолюции, но не к признанию самопровозглашенной независимости. "Единственный компромисс, который невозможен, это признание независимости Косово", - сказал Тадич.
Хейг и министр иностранных дел Сербии Вук Еремич на вчерашнем заседании так и не согласовали позиции по Косово, но подчеркнули, что продолжат переговоры с целью найти компромиссное решение, которое было бы приемлемо для всех сторон.
После переговоров с Еремичем Хейг сказал, что необходимо, чтобы "ЕС и Сербия согласовали текст резолюции", и что было бы лучше "создать новую резолюцию, что означает, отказ от сербской резолюции, но что правительство Сербии иной точки зрения."
- Моя позиция такая же, как и моего немецкого коллеги Гидо Вестервелле, она заключается в том, что главная цель, это чтобы все страны Балкан вовшли в ЕС. Но есть опасения, что Сербия, если не примирит прошлое с будущим, застрянет в этом промежутке - сказал Хейг.
Он добавил, что Великобритания хотела бы, чтобы Сербия включила в переговоры о Косово высокую представительницу по иностранным делам и политике безопасности Европейского союза Кэтрин Эштон.
Глава сербского МИД также подтвердил готовность Сербии к переговорам с ЕС для достижения более широкой поддержки этого документа, но добавил, что Сербия не собирается отзывать резолюцию. Он рассказал, что ожидал от этого визита "давления, выкручивания рук и шантажа", но это оказалось разговором людей, которые имеют общее видение, но не сходятся во мнении о том, как достичь этой цели. Министр добавил, что отношения между Белградом и Лондоном теперь гораздо лучше, чем до визита Хейга.
- Отзыв сербской резолюции на данный момент невозможен, поскольку за ней стоит почти все руководство государства, и остается только гадать, что может стать компромиссным решением, - сказал Danas бывший посол Сербии в США Иван Вуячич.
Вуячич говорит, что визит Уильям Хейга, а перед ним главы немецкой дипломатии Гидо Вестервелле, свидетельствует о том, что ЕС не имеет общей политики в отношении косовского вопроса.
- Количество иностранных делегаций и министров иностранных дел, которые в последнее время посещают Сербию, указывает на то, что у них нет единства во внешней политике, когда речь идет о Сербии и Косово. Если бы ЕС имел определенную концепцию в этом отношении, ее бы представляла высокая представительница Кэтрин Эштон - объясняет Вуячич.
По его словам, Хейг передал официальным лицам Сербии послание британского министерства иностранных дел, а не государств Союза, потому что даже они еще не вышли на общую позицию, что говорит о том, что и внутри ЕС нет полного согласия...
- То, что происходит в настоящее время, выглядит как давление. Основная ошибка была допущена, когда не были проведены качественные консультации с ЕС прежде чем подать резолюцию в Генеральную Ассамблею ООН - заключает Иван Вуячич.