Москва не совсем согласна со стратегией национальной безопасности США, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая перед студентами МГИМО.
"Мы не совсем можем согласиться с содержанием обнародованной в мае стратегии национальной безопасности США. В ней немало традиционных элементов внешнеполитической философии, которые попросту устарели. Но важно другое - это как раз то, что нас объединяет. Понимание того, что основу национальной безопасности составляет устойчивое, поступательное внутреннее развитие", - сказал Лавров.
По его словам, недавний визит президента России в США показал, что инновационное сотрудничество создает позитивную повестку дня в отношениях с Америкой. "Крупнейшие мировые державы никогда не будут соглашаться во всем, но стремление услышать партнера и выйти на общее понимание текущего этапа мирового развития, то есть в каком мире мы живем, в каком направлении он эволюционирует, создает условия для большего согласия и на уровне практической политики, подходов к конкретным международным проблемам", - указал министр.
По его словам, подходы РФ и США совпадают в "обеспечении безопасности, исходящей из признания ограниченности того, что может быть сделано с опорой только на военную силу". "Мы также приветствуем разворот в сторону многосторонней дипломатии, коллективных усилий в интересах решения общих для всех государств проблем", - добавил министр. Борьба с "Аль-Каидой" в Афганистане и Пакистане, нераспространение, а также борьба с последствием мирового финансового кризиса в формате G20 обозначены администрацией Барака Обамы приоритетами в новой стратегии нацбезопасности. "Большей внятности мы ждем от наших партнеров по Североатлантическому альянсу. Его двойственное существование между прошлым и будущим, по-моему, уже чрезмерно затянулось", - сказал также министр.
По словам министра, следствием являются дискуссии вокруг подготовки новой стратегической концепции НАТО.
С.Лавров согласился с мнением экспертов о том, что доклад так называемой "Группы мудрецов" НАТО, сделанный в рамках обсуждения новой стратегической концепции, "едва ли может служить стратегическим ответом на российские инициативы в сфере безопасности".
"Хотелось бы, чтобы альянс завершил свою политическую трансформацию в современную организацию в области обеспечения безопасности и был бы готов участвовать в равноправном сетевом сотрудничестве с другими игроками, включая Россию, ОДКБ, конечно же, при безусловном уважении международного права, прежде всего Устава ООН", - подчеркнул С.Лавров.
Министр добавил, что основным направлением практического сотрудничества России и НАТО является борьба с наркотрафиком в Афганистане. "Он уже стал реальной угрозой международного мира и безопасности, напрямую связан с финансированием экстремизма и терроризма", - отметил министр.
Начнем с того, что 26 мая в США была опубликована новая стратегия национальной безопасности. Этот документ играет двоякую роль: с одной стороны, он показывает, каким видит мир администрация США, с другой - каким образом она собирается решать мировые и национальные проблемы. Предыдущая стратегия была принята при президенте Джордже Буше-младшем в 2002 году, после терактов 11 сентября 2001 года, и вызвала весьма критическую реакцию, поскольку в ней декларировалось, что вооруженные силы Соединенных Штатов при определенных условиях (например, при получении неопровержимых доказательств о подготовке нападения) могут наносить превентивные удары. В новой же стратегии отмечается, что успешная оборона невозможна без осуществления дипломатических усилий, а дипломатия не даст результатов в случае, если страны мира испытывают проблемы с поступательным развитием. США не должны и не могут действовать в одиночку и намерены активно искать партнеров по всему миру. Таким образом, еще раз был подчеркнут отход от односторонней политики администрации Джорджа Буша - тогда США избегали заключать формальные договора с другими государствами, чтобы сохранить свободу действий.
Основные постулаты стратегии таковы: для обеспечения активного и плодотворного партнерства Соединенные Штаты намерены укреплять имеющиеся альянсы (наиболее показательным примером является НАТО); налаживать связи с новыми центрами силы (в качестве примера были приведены Китай и Россия); укреплять механизмы и институты, необходимые для сотрудничества в XXI веке ("Большая двадцатка", выросшая из "Большой восьмерки"), и налаживать широкое сотрудничество по решению проблем, с которыми сталкивается человеческая цивилизация.
Для того чтобы добиться этого, США должны прислушиваться к мнению других государств.
В стратегии заново утверждается уже знакомая стратегия администрации в отношении Ирака, Афганистана и Пакистана, а также Ирана и Северной Кореи. В документе также говорится, что "наши отношения с нашими европейскими союзниками остаются краеугольным камнем взаимодействия США с миром". Кроме того, в нем говорится о крепком американском партнерстве с азиатскими державами, включая Японию и Южную Корею, и о союзниках по Западному полушарию - Канаде и Мексике.
В стратегии кратко упоминается Израиль и говорится, что важно поддерживать с этой страной "крепкие партнерские отношения". В ней также выражается поддержка "долгосрочной интеграции" Израиля в ближневосточное пространство. Однако в том же абзаце говорится и о том, что Соединенные Штаты "продолжат развивать наши ключевые отношения в сфере безопасности" с арабскими государствами, включая Египет, Иорданию, Саудовскую Аравию и другие государства Персидского залива.
В документе говорится, что центральным элементом стратегии администрации станет расширение взаимодействия США с "другими ключевыми центрами влияния, включая Китай, Индию и Россию, а также с государствами, чье влияние растет, такими, как Бразилия, Южная Африка и Индонезия". В нем упоминается о ранее озвученном сдвиге от "Большой восьмерки" к "Большой двадцатке", которая превращается в "главный форум международного экономического сотрудничества". На основе открытого обмена мнениями и свободной дискуссии проводится "перезагрузка" отношений с Россией. Значительная часть стратегии посвящена проблемам внутренней политики США. Для того чтобы успешно действовать на международной арене, Соединенные Штаты должны обладать надежным тылом (мощной экономикой).
Итак, в стратегии национальной безопасности США вроде бы нет ничего такого, с чем бы Москва могла не согласиться. Но дело в том, что в этой стратегии подспудно имеются обращенные к России призывы быть "мирной", "уважать международные нормы", "вести себя как ответственный партнер в Европе и Азии", к тому же формулируемые в контексте декларируемой США приверженности "суверенитету и территориальной целостности соседних с Россией государств". Именно в этих призывах, скорее всего, Москва углядела "традиционные элементы внешнеполитической философии, которые попросту устарели".
Стоит также напомнить, что 30 августа в интервью российским СМИ премьер-министр Владимир Путин заявил, что в некоторых вопросах "перезагрузки" в отношениях России и США не видно.
"Во-первых, я очень хочу верить в "перезагрузку". Во-вторых, я очень ее хочу. В-третьих, я вижу: намерения сегодняшней администрации США улучшить отношения с Россией совершенно четко прослеживаются. Но есть и другое, - отметил премьер. - Например, происходит дальнейшее перевооружение Грузии. Зачем? Ну это же реально. Мы же видим. Если бы не было перевооружения два года назад, не было бы агрессии и крови, которая там пролилась. А ведь, между прочим, нашим партнерам об этом говорили, в том числе и наши европейские друзья. И все отмалчивались. И чем закончилось? Довели до войны. Сейчас продолжают перевооружение".
Глава российского правительства напомнил, что Москва и Вашингтон много раз говорили о позиции по отношению к установке системы ПРО в Европе. "Ну, вроде бы договорились, что в Польше не будет противоракет, а в Чехии еще не решен вопрос по радарам. Замечательно! И практически тут же объявляют, что в других странах Европы планируется то же самое. Ну и где эта "перезагрузка"? Так что в этой части мы ее не видим", - подчеркнул Путин.
Что интересно, при этом в Кремле делают вид, что они напрочь забыли о том, что в подписанном в прошлом году президентом России Дмитрием Медведевым указе "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" США и блок НАТО названы самыми вероятными противниками России.
В частности, в этом документе говорится, что угрозой безопасности России является политика ряда ведущих государств, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере. В документе указывается, что в связи с развертыванием Вашингтоном глобальной системы ПРО Москва будет предпринимать все необходимые усилия, чтобы обеспечить ядерный паритет с США. Это должно происходить на наименее затратном уровне. Как отмечают авторы стратегии, до 2020 года Россия будет проводить прагматичную, неконфронтационную внешнюю политику, исключающую гонку вооружений.
В документе написано, что самый вероятный противник России - опять Соединенные Штаты и блок НАТО.
С другой стороны, американо-российские отношения характеризуются как противоречивые, и вряд ли в скором времени как-то можно будет сгладить углы этого противоречия. Национальные интересы США и России рассматриваются руководством в Москве либо как противоречащие друг другу, либо как враждебные. Более того, Кремль для поднятия своего "державного" статуса выбрал для себя, наверное, со своей точки зрения, единственно правильное поведение, которое иначе как непредсказуемым и не назовешь. Именно непредсказуемость России, скорее всего, побудила США на первый план российско-американских отношений выдвинуть вопросы сокращения ядерных вооружений. Что же касается проблемы диверсификации энергоресурсов, то сегодняшнее поведение России не подразумевает ничего, кроме продолжения жесткой борьбы за российскую монополию в поставках газа в Европу, сохраняя за Москвой связанное с этим политическое давление на Старый Свет. Любая подвижка Москвы на этом направлении рассматривается в самой России как сдача и экономических позиций, с таким трудом завоеванных Кремлем, и политических - а именно отказ от действий, направленных на разъединение Вашингтона и его союзников в Западной Европе. А учитывая, что нефть и газ составляют как минимум половину российского бюджета и являются, пожалуй, самым серьезным инструментом политического влияния на Европу, то можно предположить, что "реального разговора" между США и Россией все же не состоится.
И хотя США не намерены отказываться от поддержки суверенитета и территориальной целостности стран-соседей России, активность США в этом регионе в последнее время заметно поубавилась. У нее своих проблем хватает.
Так, операция "Иракская свобода" окончена, и теперь США должны заняться восстановлением своей экономики и борьбой с безработицей, заявил президент Барак Обама, сообщает РИА Новости.
Во вторник вечером Обама выступил с обращением к нации, в котором сообщил о прекращении активной стадии военной операции в Ираке. К концу августа США вывели из Ирака 90 тысяч военнослужащих, оставив в стране менее 50 тысяч. Оставшиеся силы будут до конца 2012 года обеспечивать безопасность гражданских специалистов из США и дипкорпуса, а также обучать иракские силы безопасности.
Соединенные Штаты ввели в Ирак войска в марте 2003 года под предлогом наличия у режима Саддама Хусейна оружия массового уничтожения. Веских доказательств этому найдено не было за все годы войны. Администрация США в настоящее время отчаянно пытается ускорить рост экономики, темпы которого ниже, чем ожидалось. Правительство демократа Обамы в последнее время часто и ожесточенно критикуют политические оппоненты - республиканцы, уже активно ведущие предвыборную кампанию. Промежуточные выборы в Конгресс пройдут в начале ноября.