Когда воздух насыщен взрывоопасными парами, то достаточно чиркнуть спичкой — и ба-бах! Именно такова сейчас атмосфера отношений между Минском и Москвой. И вот чиркнули, причем в буквальном смысле. Два «коктейля Молотова» полетели вечером 30 августа за ограду российского посольства в Минске. И бабахнуло!
Кто бы ни стоял за этой акцией, новый виток информационной войны обеспечен.
Сначала грянули московские орудия: грозным металлом прозвенело заявление со Смоленской площади, представитель путинской «Единой России» безапелляционно заявил, что белорусские спецслужбы обо всем знали. Ну и Владимир Жириновский в своем фирменном стиле возвестил, что этим «ба-бах!» началась предвыборная кампания Лукашенко.
Близкие к белорусской власти комментаторы ответили симметрично: мол, коню ясно, что у этой бяки ноги растут аккурат с другой стороны. Это-де Кремль так топорно пытается вклиниться в наши честные выборы, замутить тут свои дела.
А в светлый праздник начала учебного года счел нужным взять на себя неблагодарную миссию и лично возглавить контратаку белорусский президент. Он жестко прокомментировал инцидент в беседе с журналистами на открытии школы в Боровлянах под Минском.
Случайных вопросов в таких ситуациях не бывает. Контрудар был рассчитан.
«В последние недели Лукашенко выдерживал паузу, видимо, не желая лишний раз дразнить Кремль, и вот прервал ее», — отметил в интервью «Белорусским новостям» эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.
Впрочем, тут и смолчи — так подумают: и впрямь дело нечисто.
«Официальному Минску этот инцидент скорее невыгоден», — считает Карбалевич. Ведь он разрушает идеологему белорусской стабильности, порядка. Ведя информационную войну, белорусские государственные СМИ играют на контрасте: это в России все горит и взрывается, а у нас — тишь да гладь да божья благодать. А тут — ба-бах, и вся пропагандистская картинка смазывается.
К тому же это и еще один удар по репутации доблестных белорусских органов. Во-первых, прошляпили. Во-вторых, как дружно твердят эксперты, надежды на то, что злодеев поймают, весьма зыбки. «Ни одно громкое дело такого рода в Беларуси не расследовано», — напоминает Карбалевич.
Действительно, в воспетой как чудо-остров стабильности синеокой республике было уже немало загадочных взрывов: на газопроводе Торжок — Минск — Ивацевичи, дважды в Витебске и, наконец, самый нашумевший — во время концерта у стелы «Минск — город-герой» 3 июля 2008 года.
По горячим следам нынешнего инцидента кое-кто прогнозировал, что снова наедут на белорусскую оппозицию. Вот, мол, удобный повод, чтобы расколошматить перед выборами.
Действительно, после взрыва у стелы именно оппозиция попала по горячим следам под раздачу — и вербальную, и в смысле таскания на допросы.
Но сейчас, во-первых, колошматить внутренних оппонентов нет особой нужды. Они между собой договориться не могут. К тому же абсолютно некстати впечатлять брутальностью Европу, которая вскоре будет оценивать те самые выборы.
Во-вторых, из Москвы уже полетел град снарядов-обвинений, и надо давать отлуп. «Россия в какой-то степени заменяет сегодня Александру Лукашенко оппозицию: раньше все время, когда что-то плохое происходило, была виновна оппозиция, и пришло время, когда эта функция врага перекладывается на Россию», — заметил лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.
Но тут начинается то, что психологи называют эскалацией конфликтогенов. Каждая из сторон стремится ответить посильнее, чтобы не остаться в долгу: мы же не слабаки! Так, слово за слово, начинаются и бытовые драки, и настоящие войны.
«Скорее всего, им, наверное, в Москве нужен был этот инцидент, чтобы показать: видите, какое правительство в Беларуси, какой там президент, который чуть ли не сам устроил этот теракт, как они его называют», — прозрачно обрисовал свою версию Александр Лукашенко. Тех же, кто вешает собак на белорусские органы, он и вовсе без дипломатического флера назвал «подонками и идиотами».
Прокомментировал глава государства и направленную острием лично против него информационную войну в целом: «Уже многое сказано: фашист, вор, крадет ежегодно до семи миллиардов долларов, правда, расходятся в цифрах. Кто может поверить, что в Беларуси можно украсть семь миллиардов долларов?».
Резюме полетело бумерангом: «Это ворье, которое хочет сделать из меня и тех, кто рядом со мной, таких, как они, хотя бы в СМИ».
Хлестко, конечно. Но наивно было бы полагать, что этим белорусский официальный лидер урезонит своих обидчиков. Скорее наоборот.
Это то, что древние римляне называли «казус белли» — повод для войны. В данном случае — для новой информационной баталии.
Политический обозреватель и медиаэксперт Павлюк Быковский в интервью для «Белорусских новостей» спрогнозировал, что первые лица российской власти, скорее всего, не отреагируют (образец «постановки в игнор» показывает своими последними интервью Путин). А вот придворные комментаторы наверняка расстараются.
И впрямь, при желании ведь можно элементарно стать в позу и разразиться возмущением: видали, мало того что коктейлями Молотова нашу дипмиссию забросали, так еще нас же и обвинили во всех смертных грехах!
Аналитики прогнозируют по мере приближения белорусских выборов новые взрывы — «надеюсь, только в медиасфере», добавляет Быковский.
«Кремль давит на Лукашенко, но не уничтожает. Под давлением от него пытаются получить нужные российской стороне решения или спровоцировать на ошибки. Только в последнем случае Москва может поучаствовать в трансформации белорусского правящего режима», — считает эксперт.
Пока давление, похоже, не дает желаемого эффекта. Там же, в Боровлянах, Лукашенко повторил, что лакомые куски госсобственности за бесценок не отдаст. Попробуйте с трех раз догадаться, в какую сторону был адресован месседж.
К слову, инициированная российскими верхами информационная война может парадоксальным образом сработать и в пользу бессменного белорусского президента, укрепить уже освоенный им имидж защитника независимости от имперской угрозы с востока.
Упорство же представляется вполне искренним. Ситуация в отношениях формальных союзников сегодня такова, что дай палец — откусят руку, и не только.