Итак, занавес снова поднят, актеры выходят на сцену, толпа рукоплещет. Такова очередная сцена трагикомедии под названием «Арабо-израильский конфликт».
Когда американский президент Барак Обама приветствовал своих гостей в Белом доме, в торжественной обстановке объявляя о возобновлении прямых «переговоров» между израильтянами и палестинцами, было крайне трудно избавиться от ощущения дежавю.
Президент Египта Хосни Мубарак, король Иордании Абдулла, Биньямин Нетаньяху и Махмуд Аббас — все они по очереди попытались внушить нам осознание того, как важно «воспользоваться этим моментом» для достижения мира. Каждый из лидеров не преминул подчеркнуть, насколько важно, что этот последний раунд переговоров все-таки состоялся, потому как, в конце концов, все они «отцы, которых бог наделил сыновьями и дочерьми — тем поколением, которое будет им судьей», как красноречиво выразился президент Обама.
Но, с другой стороны, отцами были и Билл Клинтон, и Эхуд Барак, и Ясир Арафат. Отцами были и Башар аль-Ассад, и Ицхак Шамир. Однако сегодня мир кажется столь же призрачным, как и в Мадриде или Кемп-Дэвиде.
Вопрос в том, почему?
Действительно ли этот конфликт настолько запутан и сложен, что его невозможно решить?
Многие склонны полагать, что это так. Однако есть и миллионы тех, кто сохраняет оптимизм по поводу того, что подобное решение может и должно быть достигнуто. Я тоже так считаю, и буду считать до тех пор, пока присутствует стремление добиться свободы, которая принесет с собой возможность установить мир в регионе. К сожалению (для правящих кругов) для этого требуется полностью изменить подход, риторику и, прежде всего, начать действовать абсолютно иначе.
В своих вступительных замечаниях Обама отметил скептицизм, омрачающий нынешнюю попытку сесть за стол переговоров. Многие могут углядеть в этом признак зрелости и реализма, однако миллионы людей в арабском и мусульманском мире видят в этом нечто абсолютно противоположное. Они расценивают подобные слова, как знак того, что США недостает понимания факторов, лежащих в основе конфликта и оказывающих на него влияние.
Порядка 1,5 млн. палестинцев, живущих уже три года в блокадных условиях, не испытывают никакого скептицизма. Семья, члены которой разделены бетонной стеной на оккупированном Западном берегу реки Иордан, не испытывают никакого скептицизма. Сотни миллионов мусульман и христиан, которые наблюдают за непрекращающимися боями на самой святой для них земле, не испытывают никакого скептицизма. Десятилетия незаконной оккупации могут породить недоверие, могут породить разочарование, быть может, негодование и, совершенно определенно, они порождают сопротивление. Но никак не скептицизм.
И именно в слове «сопротивление» и может быть найден ответ.
Есть известная арабская пословица, которая гласит: «Нет войны с Израилем без Египта, нет мира без Сирии и нет признания без Саудовской Аравии». Это, вероятно, и побудило Буша провести абсолютно провальную конференцию в Аннаполисе. И именно этой формулой, вероятнее всего, до сих пор руководствуются политики и мыслители из госдепартамента. Однако эта пословица, которая была полностью верна в течение первых трех десятилетий конфликта, сегодня очень далека от реальности.
Нынешние стороны конфликта — это уже не загибающиеся, коррумпированные и полностью оторванные от реальности режимы арабского мира. Не будут сегодня миллионы людей собираться на демонстрации в поддержку Мубарака, Аббаса или короля Абдуллы — хоть иорданского, хоть арабского. Борцы сопротивления ни на секунду не станут задумываться над словами, прозвучавшими из Каира, Эр-Рияда или Аммана.
Совсем не случайно, что единственные две войны, в которых Израиль не смог победить (в 2006 году против «Хезболлы» и 2008 году — против движения «Хамас») велись не против государств, а против организаций. Совсем не случайно, что, несмотря на годы осады, бомбардировок и невозможности удовлетворить самые базовые человеческие потребности, «Хамас» до сих пор популярен в Секторе Газа куда более, чем любой арабский режим на своей собственной земле.
И сейчас для разрешения конфликта необходим отнюдь не очередной саммит «лидеров», или болтовня «об экономически жизнеспособном палестинском государстве» (да, это я о вас, господин Блэр). Что действительно необходимо, так это реальные изменения на местах, наряду с политическим решением, требующим определенного мужества, которое заключается в том, чтобы обратиться к реальным участникам этого конфликта, а также сторонам, чьи интересы он затрагивает, и выслушать их.
Будь то Ирландия, Южная Африка или даже советская Россия, страны Запада никогда не могли и близко подойти к решению, пока не начинали вести диалог с теми, с кем не могли найти согласия. Ведь, в конце концов, нет ничего сложного в том, чтобы заставить кого-то, кто согласен с твоей точкой зрения, сказать, что он согласен.
Когда я вел репортажи с «Флотилии свободы», которая пыталась пробиться в осажденный Сектор Газа, мне запомнились слова арабской женщины, рыдавшей над безжизненным телом одного из убитых гуманитарных работников. Я тогда спросил ее, был ли погибший кем-то из ее близких.
Она ответила: «Нет, я плачу, потому что ни одно из наших правительств и ни один из арабских лидеров и пальцем не пошевелит, чтобы нам помочь. Они перепоручили нам спасать людей Сектора Газа, а теперь бросили нас здесь на верную смерть! Неужели у них нет своих детей?»
Ну вот, теперь-то мы знаем, что они есть. Однако, многие «скептики» возразят, что слова этих лидеров мало что значат для кого-то, кроме детей этих лидеров.
Будет довольно интересно посмотреть, во что выльется нынешняя фаза «мирного процесса». Почему-то я уверен, что все будет как раньше — те же самые обсуждения на таких же самых встречах на высшем уровне, быть может, даже после еще одной такой же самой войны, развязанной израильтянами, которая может случиться в обозримом будущем. Вы уж простите мой скептицизм.