Государственные СМИ создали образ деятельного и сострадательного премьер-министра, и Путин вполне может воспользоваться этим обстоятельством для дальнейшего усиления своей власти.
Когда российский премьер-министр Владимир Путин встретился 3 августа с жителями подмосковной деревни, выгоревшей дотла в результате недавних пожаров, он пообещал восстановить их дома до прихода зимы. Для полной уверенности он приказал организовать на стройплощадках круглосуточное видеонаблюдение, а мониторы от видеокамер установить у него дома и в кабинете.
По словам политологов, Путин и президент Дмитрий Медведев плохо справились с лесными пожарами в условиях чрезвычайной ситуации. Сгорели леса, деревни, а также база военно-морского флота, а московские чиновники вначале бездействовали, в то время как их подчиненные на местах не хотели брать на себя руководство тушением пожаров, говорит аналитик из Московского центра Карнеги Николай Петров. "Все решения принимаются, и все приказы отдаются с самого верха, поэтому все ждут указаний от премьер-министра".
Тем не менее, Петров и другие аналитики полагают, что в результате лесных пожаров власть Путина еще больше укрепится. Когда по стране бушевал огонь, московский фонд "Общественное мнение" попросил 2120 россиян из семи пострадавших регионов оценить по пятибалльной системе деятельность местных и региональных руководителей. Респонденты поставили им среднюю оценку 2,3 и 2,5, соответственно. У Путина и президента Дмитрия Медведева результаты были получше – 3,7 и 3,6.
В разгар кризиса государственные средства массовой информации показывали, как Путин утешает пострадавших от огня, встречается с местными руководителями, публично распекает главу Федерального агентства лесного хозяйства и даже пилотирует пожарный самолет. Когда пожары закончились, Путин продолжил свой медиа-блиц. Он стрелял из арбалета по серым китам, ездил на машине по новому шоссе, а также спокойно наблюдал за стоящим рядом в сибирской речке бурым медведем.
За восемь лет на посту президента до передачи должности Медведеву в 2008 году Путин систематически ослаблял власть и влияние бросавших ему вызов региональных руководителей и миллиардеров, а также усиливал контроль государства в сфере энергетики, банков и транспортных отраслей. Путин и Медведев уже уволили некоторых руководителей за то, что те не справились с пожарами, а Путин в августе заявил, что Рослесхоз должен подчиняться напрямую ему, а не министерству сельского хозяйства. "Они не могут признать, что некомпетентны, - говорит независимый московский политолог Дмитрий Орешкин, - поэтому они заявляют, что вполне компетентны, только им не хватает власти, и поэтому им придется закручивать гайки".
Как считают критики, подобные Борису Немцову, занимавшему при Борисе Ельцине пост заместителя премьер-министра, закручивание гаек показывает, как это ни парадоксально, насколько недееспособным стало правительство. "Когда Путин устанавливает камеры в Выксунском районе, чтобы контролировать, не крадут ли стройматериалы, он признает собственное бессилие, - говорит Немцов, - это ручное управление, а такой большой страной вручную руководить нельзя".
Другие же заявляют, что такая рука нужна. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин заявляет, что построить дома до зимы это очень "трудная задача. Чтобы выполнить ее, надо подключить высокое руководство". Если простые россияне согласны с Зелениным, вскоре они смогут продемонстрировать свое одобрение. На октябрьских выборах путинская партия "Единая Россия" будет бороться за сотни мест в региональных органах власти.
Итог таков: Кремль плохо справился с пожарами. Но Путин и Медведев все равно могут воспользоваться этим случаем, чтобы укрепить свою власть.