Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Осетины в Грузии

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЦхинвали через год после военного конфликта с Грузией
Цхинвали через год после военного конфликта с Грузией
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последние два-три десятилетия негрузины целенаправленно искажают историю миграции осетин и грузино-осетинских этноисторических отношений. Установлено, что переселение осетинского этноса на территорию Грузии произошло в позднее средневековье.

«Незваный гость хуже татарина»
Русская пословица


Последние два-три десятилетия негрузины целенаправленно искажают историю миграции осетин и грузино-осетинских этноисторических отношений. Установлено, что переселение осетинского этноса на территорию Грузии произошло в позднее средневековье: в Двалети - в XVII веке и в нагорье Шида Картли – со среднего периода XVIII в.

…Грузинский народ находится перед суровым испытанием. Российская империя захватывает исконно грузинские территории с помощью осетинских и абхазских сепаратистов. Как абхазы и осетины, так и их подстрекатели «находят» этому исторические аргументы, фальсифицируют историю, сочиняют мифы. Эта целенаправленная фальсификация истории осуществляется вот уже несколько десятков лет. Грузинские ученые не тянули обычно с соответствующим «ответом», но их труды, за некоторым исключением, в основном были написаны на грузинском языке. Книга грузинских ученых-историков, посвященная грузино-осетинским отношениям – «Грузино-осетинские этноисторические очерки» написана на русском языке и вышла в количестве только лишь 200 экземпляров. Естественно, это не позволяет широко распространить эту книгу. В то время как у врагов грузинского народа возможность распространения информации огромна. На грузинском языке также издана монография, которая рассматривает вопрос миграции осетин в Грузию.

Как известно, сегодня к вопросу расселения осетинского этноса в Грузии и грузино-осетинским отношениям проявляет интерес и Европа. Но их интерес не удовлетворен, так как английских переводов литературы на эту тематику не существует.

Факт позднего появления осетин на территории Грузии (с середины XVII в. на территории современной Грузии), настолько очевиден, что грузинские ученые в свое время даже не посчитали необходимым его изучение.

В данном труде рассмотрены ареалы первоначального расселения предков осетин аланских племен. В этом плане большим пособием для автора книги стал труд каталонского ученого Агусти Алемань, который собрал все существующие в мире источники об аланах и родственных им племенах, перевел и издал эти материалы, снабдив соответствующими комментариями. Так что, все источники об аланах собраны в одной книге. Одновременно с изданием этой объемной книги на каталонском языке был издан и английский ее перевод. Спустя три года, в 2003 году, книга была переведена и на русский язык (Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. – М., Издательство «Менеджер».- 608 с.). Как будто Агусти Алемань потрудился для нас.

Согласно всем источникам, этногенез алан произошел вдали от Кавказа, и до нашествия гуннов ареалом их расселения были широкие степи Евразии, а затем – долины Северного Кавказа. В книге об этом сказано подробно.

* * *

… На территории современной Грузии осетинский этнос расселился довольно поздно, в середине XVII в. (Топчишвили. 1997). Они сюда перебрались с гор Северного Кавказа. Установлено, что ираноязычные осетины вовсе не являются древними жителями Кавказа. Осетины – пришлые люди на Кавказе, как и проживающие здесь тюркоязычные народы Несмотря на достоверные источники, в осетинской историографии имеются попытки отнести переселение осетин и их предков на Кавказ (и, по их мнению, в Грузию) к более позднему периоду. Более того, обнаруженные здесь памятники материально-археологической культуры различной эпохи объявлены собственностью ираноязычных народов, т.е. предков осетин.

Грузинские ученые выяснили, что осетины нашли пристанище в горах Кавказа в период монгольского нашествия. Именно в этот период осетины-«степняки» превратились в горных осетин. Хотя, следует сказать, что задолго до этого, предками осетин – аланами уже был заселен другой участок Кавказского нагорья - территория современной Балкарии и Карачая. Тут они находились в непосредственной близости с историко-этнографическими краями Грузии: Абхазией и Сванетией. Превращение предков осетин - аланов в кавказцев было связано с разгулом гуннов, двинувшихся с востока на запад. Из четырех ущелий – территории проживания современных осетин в раннее средневековье аланы-осетины проживали только в Дигории. Как было отмечено, ареалом расселения алан-осетин была территория современной Балкарии и Карачая. Но аланы-осетины, проживающие вокруг Эльбруса, т.е. на территории Карачая и Балкарии, во время нашествий монголов были ассимилированы тюркоязычными кипчаками, которые мигрировали с Кавказских гор и степей южной России. Но аланы-осетины Дигории не ассимилировались, хотя в них достаточно представлена и турецкая примесь (Калоев 1999). Факт проживания алан-осетин на территории современного Карачая и Балкарии (Западный Кавказ) подтверждается и грузинскими историческими источниками. По предположению некоторых ученых, аланы-осетины поселились в нагорье Западного Кавказа во время нашествия гуннов, т.е. после 70-х годов IV в. нового летоисчисления. В этот период времени аланы-осетины действительно поселяются на низменности Северного Кавказа, но письменных источников, подтверждающих, что в это же время часть из них поселяется в горах, в окрестностях Эльбруса, - не существует.

В это время вместе с аланами-осетинами сюда заселяются и другие этноса, в частности, родственные тюркоязычным гуннам савиры, которые вскоре смешались с аланами-осетинами. В тот период совместная миграция и поселение смешанных этнических элементов было нередким явлением. В поздний период, во время нашествия монголов, осетины, пришедшие в Ахалгорское, Куртатинское и Тагаурское ущелья Северного Кавказа поселяются вместе с ногайцами. Хотя ногайцы ушли на не столь длительное время и вновь вернулись в ареал своего кочевья. А некоторая часть ногайцев смешалась с осетинами, поселившимися в Кавказских горах. И появление некоторых монголоидных черт, характерных для осетин, относится именно к этому периоду.

Но необходимо сказать определенно и уверенно: согласно грузинским и иностранным источникам, осетины на территории Грузии до позднего средневековья не проживали. Их миграция на южные склоны Кавказского хребта была обусловлена политическими явлениями, происходящими на Северном Кавказе. В то же время причины переселения были определены природно-географическими и экономическими факторами.
Откуда пришли на Кавказ предки осетин – ираноязычные племена? Каковы путь и направление миграции? Вот вопросы, которые стоят перед каждым из нас, но они вообще не рассматриваются представителями осетинской историографии, которые считают, что Кавказ был местом обитания ираноязычных племен еще во II-I тысячелетии до н.э. Для объективных исследователей эти вопросы выяснены. Но из-за того, что история сегодня политизирована и идет ее интенсивная фальсификация и мифологизация, целью которых является захват и присвоение чужих этнических территорий, наш долг – ответить на стоящие перед нами вопросы. Осетинские историки даже начали «доказывать», что якобы осетины на Кавказе поселились раньше, чем вайнахи, что чеченцы и ингуши (иберийско-кавказские народы) мигрировали в эти места. Более того, оказывается, аланы - осетины поселились в Шида Картли раньше, чем грузины (Блиев, 2006)

Ученые уже давно имели ответы на эти вопросы, но проблема осложнялась тем, что исторические источники, в которых упомянуты признанные предками осетин ираноязычные народы (аланы, сарматы, роксоланы, аорсы и др.), были менее доступны. Аланы и другие ираноязычные племена упомянуты во многих западных и восточных источниках. К счастью, в последнее время появился исследователь, который собрал все существующие исторические источники о ираноязычных этносах. Автором исследования источниковедения является каталонский историк Агусти Алемань, книга которого была очень скоро - в начале XXI века переведена на английский язык (“Sources on the Alans”). Это издание вышло и на русском языке (Алемань, 2003).

Историко-источниковедческое исследование Агусти Алемань опирается на латинские (римские) источники ранних и средних веков, древнегреческие, латинские, византийские, арабские, армянские, иранские, монгольские, китайские, сирийские и русские источники средневековья. Конечно, эти источники имеют разное назначение, значение и ценность. В источниковедческом труде автор упустил некоторые источники, он не знаком также с некоторыми научными исследованиями. Например, Агусти Алемань не использует важных сведений об осетинах, данных в трудах Вахушти Багратиони, в то время как он прекрасно знает о существовании этого грузинского автора, и в одном месте даже приводит цитату из его книги.

В современной историографии признано, что ираноязычное население - предки осетин носили имя аланов. Это мнение утверждается во всех трудах, изданных в XX в. Оно даже выразилось в том, что автономно-государственное образование Российской Федерации – Северную Осетию дополнительно называют «Аланией». Хотя следует подчеркнуть, что термин «алан» был совершенно неизвестен осетинам. Под этим названием их не знали и другие народы. В то же время, в науке часто отмечено и то, что аланы в этническом плане были неоднородны. Высказаны и другие взгляды, согласно которым, прежде всего, изначально аланы вовсе не были ираноязычным племенем, а были одним из тюркских народов (Мизиев, 1986). Признано и то, что аланы - это большая группа кочевого племени, которое впервые упомянуто в анналах китайской династии периода II в. до н.э. очень далеко от Кавказа, на Востоке.

Упоминание об аланах в китайских источниках указывает на то, что ареал их обитания был частью китайского пространства. Указанный китайский источник не упоминает ни одного из кавказских народов; самой крайней западной точкой, которую охватывает этот источник, является восточная сторона Каспийского моря. То, что этногенез и этническая история иранских этносов происходил в бассейне Аральского и Каспийского морей - общеизвестный факт в историографии. В качестве примера приведем отрывок из монографии известного историка, этнолога и географа Льва Гумилева: “Во II в. до н. э. на берегах Каспийского моря жили сарматы, а во II в. н. э. это была восточная окраина союза племен, возглавленых аланами, которых около 158 г. хунны оттеснили на запад, за Волгу” (Гумилев, 202: 284). Что касается трудов классических авторов, то аланы упоминаются только лишь с I века н.э. среди племен барбаров, кочевавших к северо-востоку от Римской империи. Заранее следует сказать, что согласно всем историческим источникам, к моменту вступления в контакт с римлянами аланы занимали степи, раскинутые между северными участками Черного, Каспийского и Аральского морей. Следует обратить внимание на то, что в степной полосе, о которой говорится в источниках, упоминаются и другие многочисленные этносы. Среди них названы также и другие ираноязычные этносы (племена или объединения племен): скифы, сарматы, аорсы, роксоланы, с которыми у аланов были тесные связи…