Всего несколько дней назад российские олигархи вновь дали о себе знать после вызванного кризисом периода вынужденного воздержания. Миллиардер Алексей Мордашов хочет укрепить свои позиции в крупнейшем европейском туристическом агентстве Tui. Вместо принадлежащих ему сегодня 18 процентов российский инвестор хочет в будущем контролировать 25 процентов акций этого предприятия. Таким образом он мог бы укрепить свое стратегическое влияние. Дело в том, что Мордашов хочет использовать ноу-хау этого туристического концерна для того, чтобы совершить прорыв на российском туристическом рынке.
У Мордашова, судя по всему, еще звучат в ушах слова российского президента. Дмитрий Медведев потребовал от его предприятий, чтобы они более интенсивно инвестировали свои средства за границей – и особенно в Германии. Ее технологические знания могут пригодиться для модернизации России.
Первые российские предприятия уже отреагировали на эти слова. Нефтяной концерн «Роснефть» ведет как раз в настоящее время переговоры с BP о приобретении 50 процентов активов ее немецкой группы Ruhr Oel, которая занимается переработкой нефти. А московский смешанный концерн «Система» продолжает проявлять интерес к производителю чипов компании Infineon.
Экономист Владислав Белов исходит из того, что российские прямые инвестиции значительно возрастут.«Многочисленные российские предприятия пытаются узнать, есть ли на немецком рынке подходящие возможности для покупки активов», подчеркивает Белов, работающий в Институте Европы Российской Академии наук. В отличие от того, что было три года назад, теперь у Белова «все больше и больше складывается впечатление, что такого рода инвестиции теперь приветствуются».
Еще до начала финансового кризиса концерны с востока приобретали малые предприятия в немецкой провинции. Косметический концерн из Екатеринбурга «Калина», к примеру, приобрел швабского производителя компанию Dr. Scheller Cosmetics. Холдинг «Агромаш» из расположенного в центральной России города Чебоксары приобрел компанию Luitpoldhuette из города Амберг (Amberg). В обоих этих случаях санация предприятия прошла успешно, и поэтому страх перед сомнительными инвесторами из России должен постепенно исчезнуть.
Может так оказаться, что как раз немцы смогут извлечь выгоду от покупки русскими активов. Примером этого может служить компания Tui. Вскоре после приобретения акций Мордашовым в 2007 году этот туристический концерн стал захватывать остававшийся до этого по большей части невостребованным российский рынок. Тот факт, что Мордашов уже организовал к этому времени туристическую фирму Mostravel оказался преимуществом, поскольку компания Tui смогла получить в свое распоряжение основную часть ее клиентской базы.
Но если русские начинают присматриваться к настоящим высокотехнологичным концернам, то немцы также этому противятся. Приобретение компании Infineon российским смешанным концерном «Система» не находит в немецкой политике никакой поддержки. Страх перед тем, что русские могут выпотрошить это мюнхенское предприятие еще очень велик. Также многие были скептично настроены в случае с автопроизводителем Opel. Австрийско-канадский заинтересованный участник Magna привел с собой российских партнеров. Их цели до завершения партии в покер по покупке предприятия оставались непрозрачными.