Типичный срок контрактов, которые подписывает Газпром с европейскими партнерами, - 20-25 лет, а их подробный пересмотр - скорее исключение, чем правило. У украинских чиновников есть странная игрушка - поиск оптимальной для Украины формулы цены на газ, импортированный из РФ. Начиная с лета 2005-го приблизительно раз в году (иногда чаще) независимо от того, кто возглавляет правительство, Минтопэнерго и Нафтогаз, Украина на том или ином, но неизменно высоком государственном уровне инициирует пересмотр газовых договоренностей. И приблизительно с той же периодичностью за последние пять лет условия сотрудничества Нафтогаза с Газпромом неизменно ухудшаются. Как, кстати, и финансовые кондиции НАК. То ли нашим чиновникам недостает дипломатического дара и умения просчитывать на перспективу, то ли у россиян нет недостатка денег для продвижения интересов в Украине... Определенная тенденция прослеживается в любом случае.
Так, в январе 2006 года была разорвана удобная для Украины связка "цена - транзит" – при этом в обмен на гарантированные поставки газа по фиксированной цене (50$/тыс. м3 на границе с Россией) наше государство гарантировало РФ транспортировку голубого топлива к границе с ЕС. Интересно, что соответствующий пакет межправительственных договоренностей был заключен на 2005-2009 годы и теоретически украинская сторона могла заставить россиян его выполнять через Стокгольмский арбитраж. Могла, но не заставила, так как сама летом 2005-го захотела новых условий. В 2006-м Украина эти условия получила - газ на границе с РФ подорожал до 95$/тыс. м3, ставка транзита выросла непропорционально, снабжение голубым топливом нашей страны монополизировала швейцарская компания RosUkrEnergo (40% - Дмитрий Фирташ), она же получила 50% внутреннего рынка промышленных потребителей газа. Лишь последнее условие стоило Нафтогазу порядка $500 млн годовой прибыли.
В конце 2006-го министр ТЭК Украины Юрий Бойко живо обещал или реанимировать утраченные межправительственные договоренности, или, по меньшей мере, выйти на зеркальные транзитные ставки (для Украины - на транспортировку тогда еще дешевого азиатского газа через территорию РФ, для Газпрома - его топлива в ЕС). Результат переговоров с россиянами получили противоположный: подорожание голубого топлива для Украины до 130$/тыс. м3 при сохранении неизменной ставки транзита российского газа. НАК понесла колоссальные убытки из-за увеличения стоимости 7 млрд м3 технологического газа, который каждый год потребляет ГТС Украины во время транспортировки топлива в Европу. В 2008 году газ для нашей страны подорожал еще на $49,5 - до 179,5$/тыс. м3, а ставка транзита для россиян снова выросла неадекватно - лишь на 0,1 $/тыс. м3 на 100 км территории. Причем все это время - с 2006-го по 2008-й - большинство отечественных предприятий покупали газ в СП, созданном RosUkrEnergo и Нафтогазом. Не знаю, как отдельные топ-менеджеры НАК, но сама компания не получила дивидендов от деятельности СП. Вопрос до сих пор остается открытым, его цена - по меньшей мере $1-1,5 млрд.
19 января 2009 года Нафтогаз вышел на прямые закупки топлива у Газпрома. Эта победа, которая отстраняла со схемы газоснабжения швейцарского посредника, оказалась пирровой. Украинская сторона обязалась покупать фиксированный объем топлива (сделав РФ настоящий подарок в условиях кризиса и уменьшения объемов потребления газа в ЕС), платить сумасшедщуюую пеню за недобор - 150-300% стоимости законтрактованного газа, рассчитываться за топливо ежемесячно. Эти и некоторые другие менее важные нюансы окончательно ударили по ликвидности НАК, общий объем долгов которой превысил $1,5 млрд.
Весной 2010-го украинская власть снова инициировала просмотр договоренностей с россиянами. Общий результат - если не принимать во внимание победных реляций регионалов о нескольких "$40 млрд преференций" - доведение цен на газ для нашей страны к среднему по ЕС уровню и... продолжение пребывания ЧФ в Крыму на 25 лет. Это скрещение ужа с ежом в торжественно заключенных в Харькове газовых соглашениях (вопрос относительно флота - из совсем другой оперы) можно было бы как-то оправдать, если бы Украина получила весомые и гарантированные преференции. Но россияне переиграли (если играли, конечно, не в одни ворота) наших переговорщиков и на газовом поле - согласно подписанному договору, 30-ти процентная скидка, которую получила НАК, может быть упразднена в любой момент односторонне, росчерком премьера РФ Владимира Путина.
В начале сентября пересмотреть договоренности с Газпромом захотел премьер Николай Азаров. Время избрано удачно, как всегда, - начало отопительного сезона. Но ирония ситуации даже не в этом. Просто формулу любви, которую настойчиво ищут наши члены правительства, года три назад вывел заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев: "Мы предложили Украине самой определиться с ценой, которую она хочет получить, а дельту разности от реальной цены конвертировать в акции украинской ГТС и передать их нам". Кажется, что наши чиновники последние пять лет ищут не формулу, которая им известна, а танцуют с граблями. Как в гайдаевской комедии - по определенной таксе. Каждое следующее па приближает создание ГТС-консорциума.
Перевод: Антон Ефремов