12 сентября турки будут голосовать по ряду поправок к конституции, предложенных правящей Партией правосудия и развития (AKP), которая находилась у власти в течение восьми лет. Поскольку голосование назначено на тридцатую годовщину военного переворота 1980 года, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган представляет референдум как возможность избавиться от наследия военного режима.
В конституцию Турции со времени военного переворота неоднократно вносились поправки. Но ее антидемократическое ядро осталось нетронутым ‑ и, к сожалению, нынешние предложения его также практически не затрагивают.
Большинство предыдущих поправок опирались на соглашения между руководством и оппозиционными партиями и не были представлены на народное одобрение. На сей раз AKP действовала самостоятельно и едва была в состоянии набрать из рядов своих сторонников требуемое большинство для референдума. Далекий от того, чтобы представлять собою народное осуждение переворота в его годовщину, референдум ознаменовал неспособность AKP получить широко распространенную поддержку ее проекта.
С прицелом на всеобщие выборы, которые пройдут в следующем году, группы гражданского общества предпочли, чтобы избирательный порог на вхождение в парламент был понижен на 10% , расширяя, таким образом, для партий возможность участия в политической деятельности. Новый парламент тогда смог бы начать работу над конституционной реформой.
Благодаря этому, вне всякого сомнения, AKP извлекла выгоду из правил, примененных в ходе всеобщих выборов 2002 и 2007 годов, в обоих случаях преобразовывая большинство голосов избирателей в значительное парламентское большинство.
В 2007 году руководство AKP оказалось заинтересованным в новой конституции, развеяв угрозу военного переворота как раз перед выборами. Выдающейся группе ученых поручили разработать проект конституции. Но, прежде чем начать общественные дебаты, AKP решила исправить только две статьи конституции, чтобы позволить студенткам университетов носить платки в университетском городке.
Поправка получила парламентское одобрение, но была впоследствии отклонена Конституционным судом. Кроме того, в случае, представленном Конституционному суду, поддержка AKP поправки использовалась как свидетельство того, что партия нарушала светскую конституцию Турции. В конечном итоге партия была признана виновной и подвергнута штрафу. С точки зрения AKP, Конституционный суд ‑ и судебная власть вообще ‑ заменил вооруженные силы как последний оплот светского государственного устройства Турции.
AKP тогда разработала ряд поправок к конституции, которые бы изменили состав Конституционного суда и Высшего Совета судей и государственных обвинителей, органа, который назначает и продвигает судей и обвинителей. Другие предложенные изменения были внесены для демократического оформления витрины. Действительно, AKP настаивала на том, чтобы представить весь пакет для «пакетного» голосования по принципу"да/нет", несмотря на неоднократные требования групп гражданского общества и оппозиционных партий разрешить голосовать по каждой поправке отдельно.
Одна новая "демократическая" поправка создала бы офис омбудсмена ‑ давно требуемый Европейским союзом ‑ но без гарантии автономии. Аналогично, положение о компенсационной дискриминации для женщин немного отличается от условий текущей конституции. Государственным служащим будет предоставлено право участвовать в коллективных переговорах, но они не будут иметь никакого права на забастовку. Власть военных судов будет до некоторой степени сокращена.
Самой важной среди таких поправок является отмена временной статьи 15, которая обеспечивала неприкосновенность от судебного преследования всем деятелям военного режима, который пришел к власти в результате переворота 1980 года. Независимо от той символической ценности, которую она может иметь, это омрачено тем фактом, что устав ограничений уже устраняет любой судебный иск по этой проблеме. Предложения оппозиции заострить это условие были отклонены лидерами AKP.
Слишком много для фигового листка. Ключевые поправки, предпринимаемые AKP, увеличили бы число мест в Конституционном суде и Высшем Совете, но не изменили бы существенно способ назначения данных органов. Президент ‑ напрямую избираемый с тех пор, как была принята другая поправка, инициированная AKP – которая получила одобрение на референдуме в 2007 году – за счет этого удерживает господствующую роль, и это дает уверенность AKP, что она продолжит контролировать президентский пост в предстоящие годы.
Но турецкие избиратели заботятся об этих поправках меньше, чем о рабочих местах, социальном обеспечении и продолжающейся гибели людей в бесконечной войне с курдскими мятежниками PKK. AKP в значительной степени утратила доброжелательность, которая сначала привела ее к власти на волне отвращения избирателей к необузданной коррупции старой политической элиты. Она сейчас создала свою собственную элиту и претворяет в жизнь такую же политическую культуру. Люди будут отдавать свои голоса на референдуме не в зависимости от сути поправок, а в зависимости от того, как они чувствуют себя в течение восьми лет правления AKP.
Националистические правые и выступающие в качестве статистов левоцентристские группы проводят кампанию против поправок, группы исламистского уклона поддерживают их, а курдские группы выступают в поддержку бойкота референдума, не желая поддерживать ни светские учреждения, ни нынешнее правительство. Кроме того, социалисты и левые либералы разделяются во мнении, не лучше ли некоторый прогресс, чем вообще никакого, с противниками, утверждающими, что нерешительные изменения к конституции могут устранить возможную реальную реформу.
Многомесячная кампания по подготовке референдума полностью поляризовала турецкую политику. Однако и в случае победы, и в случае проигрыша изменения в стране маловероятны.
Хэлдун Гулалп, профессор политологии и директор Центра глобальных исследований в Стамбульском техническом университете Йылдыз