20 июля, во время визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Грузию, президент этой страны Михаил Саакашвили выступил с довольно примечательным заявлением, выдвинув идею о том, что Грузия и Азербайджан должны перейти к конфедеративным отношениям, так как грузино-азербайджанские отношения стоят большего, чем стратегические отношения. Через некоторое время эта мысль Саакашвили прозвучала в Батуми, во время правительственного заседания. В то время к этим заявлениям никто, как будто бы, не отнесся всерьез, о чем свидетельствовало отсутствие официального отклика, и воодушевление, как будто, стихло. Но в последнее время эта тема стала затрагиваться вновь. Об этом заговорила заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе. Причем, заявление Каландадзе последовало вслед за подписанием соглашения о продлении срока присутствия российских военных баз в Армении.
Кстати, если Михаил Саакашвили в своих высказываниях говорил лишь об общих положениях, то заместитель главы МИД Грузии - уже о разработке юридических актов. И, несмотря на то, что и сегодня многие считает несерьезными этими разговоры, все же возникают вопросы – действительно ли автором этой инициативы является президент Грузии, или эти разговоры были запущены извне – для прощупывания каких-то настроев? Чем это может грозить Армении, если учитывать, что Армения (вместе с Нагорным Карабахом) находится в конфликте с Азербайджаном, а в Грузии мы имеем Джавахк (населенный преимущественно армянами регион, - прим. пер.)?
Взгляд из Турции
Анкара содействует углублению отношений между Грузией и Азербайджаном, но углубление их до конфедерации нереально
Директор Турецкого центра международных отношений и стратегического анализа (TURKSAM) Синан Оган в беседе с нами подчеркнул, что нельзя забывать, что вопрос конфедерации впервые подняла именно грузинская сторона, а это свидетельствует о существовании некоторых факторов. «Грузия на данный момент имеет большие проблемы с Россией и находится в нехорошем экономическом положении – имею ввиду нефть, газ и т.д. А Азербайджан, наоборот, все это имеет. Да, эти страны хорошие союзники, но я думаю, что дальше этого дело не пойдет, они могут укреплять свои отношения как стратегические партнеры, но не думаю, что в итоге сформируется союз или конфедерация. Кроме этого, не думаю, что Азербайджан согласится сделать такой шаг. Кто-то может стать автором такой идеи, даже обсуждать, организовывать конференции, какие-то научные мероприятия и т.д., но не больше этого. Не думаю, что будут предприняты серьезные шаги на государственном уровне, для этого не вижу перспектив», - заявил Синан Оган.
По словам турецкого эксперта, следует иметь в виду, что Азербайджану не нужны дополнительные проблемы. «В конце концов, Азербайджан ведь не нужны дополнительные проблемы? Грузия имеет проблемы с Россией по причине Южной Осетии и Абхазии, а если действительно создастся конфедерация, то получится, что Азербайджан тоже имеет проблемы с Россией из за Абхазии и Южной Осетии»,- сказал Оган.
По его словам, молчание со стороны официальной Анкары в этом вопросе связано с тем, что Анкара просто не относится всерьез к этому. «Турция, конечно, содействует укреплению отношений между Грузией и Азербайджаном, но укрепление до конфедерации нереально. Между Турцией и Россией сложились довольно удачные отношения. А если будет создан такой союз, то возникнет вопрос – как пойдут отношения Турции с Россией? Турция всего лишь содействует территориальной целостности всех стран, но целостности отдельных республик, а не конфедеративных республик. Отдельно – Грузии, отдельно - Азербайджана, отдельно – Армении», - заключил Синан Оган.
Взгляд из России
Для формирования конфедерации нет никаких основ, если, конечно, для этого не возникнут внешние импульсы
Русский политолог Алексей Власов информацию о создании конфедерации Азербайджан-Грузия считает бредом. «Кроме того, что эта информация полностью является бредом, это так же бред с точки зрения ее реализации, так как для формирования такого рода конфедерации нет никаких основ, если, конечно, для этого не возникнут внешние импульсы. Например, если под покровительством Запада сформируется некий альянс, который будет направлен против России или если у азербайджанской и грузинской политических элит будут взаимные стремления к консолидации против единого врага. Но стремления и предпочтения Саакашвили и Алиева в вопросе многовекторной политики имеют принципиальные различия, следовательно, ни на уровне политических элит, ни на общественном уровне не вижу никаких основ для формирования такой конфедерации»,- сказал Алексей Власов.
По словам российского политолога, немаловажен факт существования нерешенных конфликтов и в Грузии, и в Азербайджане. «Имею в виду Нагорный Карабах и Южную Осетию и Абхазию. Почему Баку и Тбилиси должны желать размножения рисков и взять на свои плечи еще и проблемы соседа в том случае, если сами они не могут решить собственные проблемы?», - спрашивает российский политолог.
Он также напоминает, что о проекте впервые стали говорить еще в 1998 году. Но тогда речь шла об общей Южно-кавказской конфедерации, «создание которой под покровительством Запада как будто могло бы ослабить напряженную ситуацию вокруг нерешенных конфликтов». «Но прошло 12 лет и сейчас другая ситуация, существует новый формат отношений между южно-кавказскими государствами и я уверен, что к этой идее реакция Азербайджана не последует, так как Баку, по большому счету, сейчас занят другими вопросами и я не вижу, что выиграет Ильхам Алиев от этого вероятного альянса с Грузией. Вместо этого я четко вижу, в чем выиграет Саакашвили, причем не столько от конкретно этого альянса, так как вряд ли он верит вероятность создания такового. Но он этим способом наносит довольно сильный удар в направлении России в информационном пространстве, потому что Россия хочет создать баланс на Южном Кавказе между интересами Армении и Азербайджана. Причем, это в том случае, когда Армения продолжает оставаться ее стратегическим партнером. За счет всего этого Россия пытается изолировать Грузию. И вот здесь Саакашвили показывает, что есть сценарий, благодаря которому он не только выходит из изоляции, а еще и может создать новую обстановку, где Азербайджан станет союзником Грузии, а не стратегическим союзником России. Но еще раз хочу подчеркнуть, что все это лишь информационная наживка, и я не верю в реализацию этой идеи», - заявил российский политолог.
Взгляд из Грузии
Несмотря на бесперспективность этой идеи, она может стать ярким примером межрегионального сотрудничества на самом высоком уровне
Директор Грузинского фонда стратегических и международных исследований Александр Рондели уверенно говорит: «Глупость заявлять, что эти точки зрения диктуются извне. Думаю, что это всего лишь желание грузинских властей, желание, о котором заявили и которое, если даже станет приемлемым для обеих сторон, потребует годы для реализации. Для этого нужно желание и со стороны политических сил и со стороны общества. Это что-то очень далекое, и эта идея просто прозвучала, так как в истории иногда встречаются подобные вещи».
В то же время Александр Рондели считает, что такие заявления свидетельствуют, что «экономические взаимоотношения между Грузией и Азербайджаном настолько крепки, что это может перейти к совместному союзу». «Но я думаю, что это всего лишь идея, которая прозвучала и сегодня не имеет никаких реальных основ», - говорит Рондели, добавляя, что несмотря не бесперспективность этой идеи, она может стать ярким примером межрегионального сотрудничества на самом высоком уровне. «То, чего не хватает нашему региону. Поэтому могу сказать, что это прозвучавшая мечта, к которой, однако, не готово общество ни одной из стран», - говорит Александр Рондели. Что касается вопроса армян, проживающих в Грузии, то, по словам политолога, не может возникнуть никакой проблемы, так как армяне, проживающие в Грузии, и так «хорошо» общаются с азербайджанцами, свидетелем чего несколько раз являлся он сам.
Взгляд из Армении
Трудно представить, как может недемократический Азербайджан сотрудничать с демократической Грузией на равных правах
Один из армянских экспертов, который не захотел, чтобы его представили, во время нашей с ним беседы сказал, что эти заявления «в некоторой степени направлены армянской стороне», так как уже долгое время, как в армяно-грузинских отношениях наблюдается некоторая обостренность. По мнению эксперта, все началось несколько месяцев назад – после речи Сержа Саркисяна в фонде имени Конрада Аденауэра в Германии. Там президент Армении высказался негативно по поводу нефтепровода Баку-Джейхан, и это очень взволновало грузинскую сторону. Вторая проблема в армяно-грузинских отношениях возникла после известного выступления главы армянской делегации Ваана Ованнисяна в «Евранесте» (межпарламентская ассамблея «Восточного партнерства»). Тогда он обвинил грузин в нарушении прав национальных меньшинств. По мнению эксперта, этот факт очень обеспокоил грузин, которые всегда заявляли - «мы самостоятельно можем решить наши проблемы со своими соседями». В этом случае грузинские власти возмутило то, что армянская сторона подняла вопрос «их» меньшинств в европейских инстанциях. Сегодня к этому обострению добавился последний договор между Арменией и Россией, и это стало дополнительным поводом для беспокойства в Грузии.
Все это, как считает эксперт, заставило, чтобы грузинские власти употребили такой агитационный метод. «Агитационный элемент здесь играет очень большую роль, так как очевидно, что такой альянс не может существовать, хотя бы по той причине, что в этих странах разные политические системы. Если демократия поставлена в основе структуры грузинского государства, то мы отлично знаем, что и как происходит в Азербайджане. Кроме того, Грузия с европейскими структурами завела более глубокое сотрудничество, чем Азербайджан. Обязательства Грузии в вопросах прав человека и демократии более объемлющие. По этой причине трудно представить, как может Азербайджан сотрудничать с Грузией на равных правах», - говорит эксперт, добавляя, что в этом случае важно еще и то, что Азербайджан не отреагировал серьезно на эту идею.
Перевод: Гамлет Матевосян