Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Перед вами — российская Маргарет Тэтчер; женщина-химик, которая может оказаться хозяйкой Кремля

© РИА Новости. Алексей Даничев / Перейти в фотобанкПодписание соглашения между администрацией Санкт-Петербурга и фармацевтическими компаниями о создании фамацевтического кластера
Подписание соглашения между администрацией Санкт-Петербурга и фармацевтическими компаниями о создании фамацевтического кластера
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президентские выборы в России состоятся только в 2012-м году, но уже сейчас вовсю рассуждают о том, попытается ли Дмитрий Медведев стать президентом на второй строк, или же захочет вернуть себе свою прежнюю должность его предшественник Владимир Путин. В одном, однако, не сомневается практически никто: в том, что они не будут противостоять друг другу. Но есть и третий вариант, и если он осуществится, то у России появится своя Маргарет Тэтчер — или своя Ангела Меркель.

Президентские выборы в России состоятся только в 2012-м году, но уже сейчас вовсю рассуждают о том, попытается ли Дмитрий Медведев стать президентом на второй строк, или же захочет вернуть себе свою прежнюю должность его предшественник Владимир Путин. В одном, однако, не сомневается практически никто: в том, что они не будут противостоять друг другу. Но есть и третий вариант, и если он осуществится, то у России появится своя Маргарет Тэтчер — или своя Ангела Меркель.

Но даже если просто заговорить об этом, то есть опасность, что шансы Валентины Матвиенко на успех будут уничтожены задолго до этапа выдвижения кандидатов. Впрочем, если кандидат и есть, то это — она, губернатор Санкт-Петербурга шестидесяти одного года от роду. В последние семь лет, на протяжении которых она по сути дела играла роль генерального директора города, город этот изменился, причём явно — к лучшему.

Огромные инвестиции государства улучшили внешний облик ветшающего города как раз к его трёхсотлетней годовщине, отмечавшейся в 2003-м году. Но с тех пор появились и ещё более заманчивые перспективы — громадных масштабов проекты коммерческой и жилой застройки, а самое главное — перемена настроений общественности. Впервые более чем за тридцать лет, в течение которых я приезжаю в Петербург, люди на улицах начали выглядеть довольными и уверенными.

На состоявшемся на выходных сеансе ответов на вопросы губернаторша производила впечатление большей уверенности, меньшей «советскости» и в целом — большей современности, чем пять лет назад в аналогичных обстоятельствах: сделала новую причёску, похудела, научилась говорить спонтанно, а главное — властно. Не менее значимо и то, что вся её карьера — сначала местный комсомольский лидер, потом член первого съезда делегатов при Михаиле Горбачёве, дипработница, замминистра, избранная всеобщим голосованием губернатор города, остающегося второй столицей России, — это почти точное отражение жизненного пути, пройденного её страной. А третий замечательный момент — это то, как сильно напоминает Матвиенко двух других европеек эпохальной значимости — Тэтчер и Меркель: аутсайдерша (родилась и выросла на Украине), специалист по точным наукам (химия), плюс феноменальная «право отзыва».

В России никогда не было особенного интереса к женщинам-политикам, даже в советские времена, когда женщины управляли тракторами, а Коммунистическая партия хвасталась всеобщим равенством прав, их присутствие в ведущих институтах общества было скорее символическим, чем существенным. Матвиенко признаёт эту проблему, весело рассказывая, как её противники завешивали улицы города плакатами с утверждениями вроде «работа губернатора — не женское дело», хотя на выборах она одержала убедительную победу. Впрочем, по её словам, введение квот на количество женщин в скандинавском стиле ей не нравится, она предпочла бы, чтобы женщины учились конкурировать.

Свои подробные ответы на вопросы она начала с изложения позиции по вопросу башни по проекту Нормана Фостера (Norman Foster), которую гигантская российская газовая компания «Газпром» хочет построить в её городе. В целом можно было подумать, что Матвиенко за строительство башни, но настроена не очень догматично, так что возможен компромисс с организациями, протестующими против этого из-за возможности испортить городской пейзаж Петербурга.

Довольно много было сказано и о демографии. В последние два года уровень рождаемости в городе резко вырос, хотя начиная с 1990-го года с каждым годом неуклонно падал, к тому же в город массово переселяются целые семьи из других городов России, в том числе и из Москвы, — ради культуры и уровня жизни. Количество туристов, приезжающих в Петербург, более чем удвоилось и достигло пяти миллионов в год — с тех пор, как она стала губернатором.

Также сложилось впечатление, что Матвиенко — один из очень немногих российских политиков, активно борющихся с коррупцией. Все заседания совета транслируются в прямом эфире интернет-телевидения, равно как и аукционы по продаже земли под застройку. Цены на землю, как с восторженным видом сообщила Матвиенко, выросли более, чем в десять раз с тех пор, как аукционы стали публичными, что говорит о том, как много денег уходило в карманы коррумпированных посредников. Открыт телефон «горячей линии» для граждан, желающих анонимно пожаловаться на мздоимцев; появилась реклама, ясно говорящая, что давать и брать взятки — это незаконно.

Помимо компетентности в вопросах административного управления, которую губернатор буквально источает во время своих выступлений, а также безграничного энтузиазма в отношении усыновлённого ею города, Матвиенко имеет в активе кое-что ещё. Её нашёл и выдвинул не кто иной, как бывший президент, а ныне — премьер-министр Владимир Путин. Именно он сделал ей большой подарок, переведя в Петербург. Так что если сам он не уверен, стоит ли возвращаться в Кремль лично, а Медведева на второй срок выдвигать не хочет, то не исключено, что Матвиенко станет новым лицом России.